Скрипт продаж – набор фраз или алгоритмов, которые используются в холодных и теплых звонках. Эти сценарии учитывают возможные вариации диалога с клиентом, позволяя продавцам контролировать процесс и быть более убедительными.

Однако, если шаблон звонка составлен неправильно, разговор может закончиться как минимум ничем, а как максимум – потерей покупателя. В этой статье мы собрали распространенные ошибки в скриптах продаж и рассказали, как их избежать при создании сценариев.

Ошибка 1. Отсутствие цели

Ошибка 2. Нет портрета клиента

Ошибка 3. Неудачное начало скрипта

Ошибка 4. Невнятное завершение звонка

Ошибка 5. Избыток вопросов

Ошибка 6. Непропорциональный диалог

Ошибка 7. Слабая работа с возражениями

Ошибка 8. Универсальный шаблон

Ошибка 9. Слишком книжные формулировки

Ошибка 10. Решение сложных вопросов по скриптам

Заключение

Ошибка 1. Отсутствие цели

Скрипты холодных звонков и горячих продаж составляют, отталкиваясь от цели. Как правило, ее объявляют примерно в середине разговора.

Почему это ошибка. Отсутствие конкретной цели при написании скрипта может привести к его неэффективному использованию и снижению продаж. Не понимая замысла звонка, вы не сможете построить внятный и логичный сценарий.

Как исправить. Чтобы определить цель, достаточно задать себе вопрос: «Что я хочу получить в результате телефонного разговора?» Продажа, решение проблемы клиента, информирование о новинках, обратная связь, актуализация данных – все это может быть результатом звонка, для которого вы пишете скрипт.

Приведем пример: если цель – продать дополнительную услугу, то можно сначала спросить, все ли устраивает клиента на данный момент и есть ли трудности с использованием текущей услуги. Далее, в зависимости от его ответов, можно переходить к предложению конкретных услуг.

Ошибка 2. Нет портрета клиента

Портрет клиента – это описание характеристик целевой аудитории: пола, возраста, интересов, предпочтений и др. Он помогает продавцу определить, кто его потенциальный покупатель и как к нему подступиться. 

Почему это ошибка. Для успешных продаж нужно знать проблемы и страхи клиента, с какими сложностями он сталкивается, чего ему не хватает и что он хочет получить. Не имея ответы на эти вопросы, сложно предложить подходящие решения.

Как исправить. Проанализируйте рынок, узнайте свою ЦА, ее потребности и проблемы, а также изучите предложения конкурентов. Особенно это актуально для составления скрипта холодных продаж.

Так, если ваша ЦА – пользователи, которые заказывали аналогичную услугу в других компаниях, в разговоре можно использовать профессиональные термины, ведь клиент уже знаком с основными принципами работы. Также вы сможете рассказать о преимуществах вашего продукта на сопоставлении его с конкурентами.

Ошибка 3. Неудачное начало скрипта

По одежке встречают: качество подготовки и первые фразы влияют на то, достигнете ли вы цели звонка.

Почему это ошибка. Начало скрипта любых продаж задает тон всему разговору. Если начать диалог с негативной ноты или использовать неуместные слова, это может оттолкнуть собеседника и снизить вероятность заключения сделки. Напротив, правильное приветствие и бодрый голос менеджера помогут создать позитивную атмосферу и расположить клиента к дальнейшему общению.

Как исправить. Начало разговора в сценарии должно быть дружелюбным и профессиональным. Приветствие, представление себя и компании, выявление потребностей клиента – все это важные элементы скрипта успешных продаж. Не стоит начинать разговор с прямых вопросов о заказе, лучше сначала установить контакт с клиентом и понять, удобно ли ему общаться, проявить вежливость и оптимизм.

Фраза в духе «Медицинский центр „Ромашка» приглашает вас …» – сигнал собеседнику, чтобы бросить трубку. Вместо этого можно попробовать зацепить его внимание с первой секунды:

  • «Я звоню по важному вопросу»;
  • «Я бы хотел уточнить информацию»;
  • «Нам поступила заявка» и др.

Ошибка 4. Невнятное завершение звонка

Провожают по уму: важно не только грамотно начать разговор, но и логично его завершить. Не торопитесь вешать трубку, получив от клиента тот или иной ответ.

Почему это ошибка. Если завершение звонка будет скомканным, это может вызвать у клиента вопросы и сомнения – для эффективного скрипта это неприемлемо.

Как исправить. Заключение должно быть четким и ясным, чтобы клиент не запутался и не забыл о дальнейших шагах. Последними фразами стоит подвести итог разговора и напомнить собеседнику о договоренностях.

Например, в конце разговора можно предложить клиенту подтвердить заказ или задать вопрос:

  • «Давайте я вам позвоню завтра в 15:00 и мы обсудим детали КП»;
  • «Значит, в течение часа я направлю вам КП и завтра в это же время позвоню за ответом»;
  • «Договорились: чуть позже с вами свяжется ваш представитель, чтобы назначить дату и время выезда».

Ошибка 5. Избыток вопросов

Звонок не должен звучать как допрос. Если клиент не понимает, к чему это ведет, ему ничего не мешает оборвать разговор.

Почему это ошибка. Когда скрипт изобилует наводящими и лишними вопросами, это может вызвать у собеседника ощущение давления. Все фразы в шаблоне должны работать на главную цель, а лишние только отдаляют от ее достижения.

Как исправить. «Вы слышали о нашей компании?», «Откуда вы узнали о нашей компании?», «Вы обращались в похожие компании?» – перед тем как добавить эти вопросы в скрипт продаж, оцените, повлияют ли они на ход разговора и обладают ли практической ценностью ответы на них. Если нет – смело удаляйте.

Избегайте «анкетных» вопросов, только если цель звонка не уточнение этих данных. Лучше проявите интерес к темам, более близким к предмету звонка. Приведем примеры:

  • «Какой он – ваш покупатель?»;
  • «На каких площадках вы обычно продвигаетесь?»;
  • «Кого считаете главным конкурентом?» и др.

Ошибка 6. Непропорциональный диалог

Для продавца важно не только грамотно доносить информацию, но и уметь слушать. При этом инициатива в разговоре должна исходить от него, и потерять ее – тоже серьезный промах.

Почему это ошибка. В скриптах продаж диалог должен быть сбалансированным и не склоняться в одну из сторон. Это может вызвать дискомфорт у клиента и снизить его интерес как к продукту, так и к беседе в целом. Продавец должен задавать правильные вопросы, слушать ответы клиента и предоставлять информацию о продукте, но не перегружать диалог своими репликами и не превращать диалог в монолог.

Как исправить. При создании скриптов продаж можно включить в них вопросы, которые помогут выявить потребности клиента и стимулировать его к диалогу. Стоит использовать больше открытых вопросов, на которые у клиента не получится ответить односложно.

К открытым вопросам относятся те, что начинаются со слов «Почему», «Зачем», «Где», «Как», «Сколько», «Когда». Далее приводим примеры:

  • «Когда вы в последний раз запускали рекламу самостоятельно?»
  • «Какие у вас есть вопросы?»
  • «Что бы вы хотели видеть в вашей презентации?»
  • «Почему вы не рассматриваете возможность передать эту часть работы на аутсорс?»

Ошибка 7. Слабая работа с возражениями

Возражения могут быть разными, но каждое из них следует воспринимать как возможность уточнить потребности клиента и предложить более подходящее решение.

Почему это ошибка. Если продавец не умеет закрывать возражения, он рискует потерять клиента. Кроме того, обработка возражений позволяет продавцу понять, как улучшить продукт и повысить его эффективность, чтобы удовлетворить потребности будущих клиентов.

Как исправить. Изучите ЦА, составьте портрет клиента и хорошо изучите предлагаемый продукт – тогда можно будет предугадать возможные возражения и заранее придумать, как их закрыть. Таким образом, на каждый аргумент собеседника быстро найдется контраргумент.

Одним из самых частых возражений является фраза «Мне не нужно / неинтересно». Мы подготовили несколько примеров, как ее можно парировать:

  • «Просто я еще не успел рассказать, в чем суть предложения».
  • «Сейчас – да, но возможно, эта услуга будет актуальна в будущем».
  • «По опыту я знаю как минимум 3 причины, почему это может быть вам полезно».
  • «Вам не обязательно сразу покупать – можно оформить пробный период».
  • «Я не настаиваю, просто давайте сравним с тем, как вы работаете сейчас».
  • «Моя цель сегодня – не столько продать, сколько рассказать вам о новой возможности».

В статье «44 триггера для повышения продаж» поделились способами воздействия на чувства и эмоции ЦА – некоторые приемы можно перенять и для создания эффективных скриптов продаж.

Ошибка 8. Универсальный шаблон

Использование общедоступных скриптов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, шаблоны могут помочь новичкам в составлении сценариев, с другой – придают общению стереотипность и безжизненность.

Почему это ошибка. Универсальные шаблоны могут привести к дублированию сценариев, которые уже используют другие бренды. Это снижает эффективность скрипта продаж, так как клиенты уже привыкли к заезженным ходам и легко идентифицируют их как спам.

Как исправить. Важно адаптировать шаблоны под свою компанию, продукт и ЦА, чтобы создать уникальный сценарий и снизить процент отказов от звонков со стороны клиентов.

Если перед обзвоном сегментировать клиентскую базу, то для каждой можно смоделировать отдельный скрипт. Например, можно разделить аудиторию по бизнес-показателям на тех, кто делает заказы раз в неделю, месяц, год и на «спящих».

Основа сценария будет общей, а нюансы – сильно различаться. Так, в разговоре со «спящими» потребуется больше наводящих вопросов, а для постоянников надо придумать, как продать новые услуги.

Ошибка 9. Слишком книжные формулировки

То, как мы говорим и как пишем, может значительно различаться – книжная речь красива, но в жизни часто звучит причудливо и неестественно.

Почему это ошибка. Если клиент не знаком с терминологией или ему не близок формальный стиль общения, слишком гладкая письменная речь усложнит восприятие информации в устной форме. Разговорный язык помогает быстрее установить контакт, наладить общение и донести мысль продавца до клиента, который еще секунду назад не был готов к телефонной беседе.

Как исправить. Написав скрипт, прочитайте его вслух – можно перед коллегами или записав себя на диктофон. Тогда вы услышите, как звучите со стороны, и сможете оценить, насколько естественны фразы, которые вы используете в шаблоне.

Просто сравните два варианта:

Письменная речь: «click.ru – рекламная экосистема для комплексного решения задач от баинга рекламы до предоставления отчетности в едином окружении».

Устная речь: «А что, если я вам скажу, что в рекламной экосистеме click.ru можно не только запускать рекламу в Директе, ВКонтакте, Телеграме, Авито и MyTarget, но и подготавливать отчетность для бухгалтерии? И все это из одного личного кабинета».

Ошибка 10. Решение сложных вопросов по скриптам

Сценарии – схематичный и унифицированный способ ведения разговора, и часто они не работают в сложных ситуациях, где нужен индивидуальный подход.

Почему это ошибка. Скрипты продаж обычно предполагают стандартные ответы на стандартные вопросы, в них практически нет пространства для импровизации. В сложных и нестандартных случаях слепого следования шаблонам может быть недостаточно.

Как исправить. Нужно быть готовым к тому, что не все ситуации можно предусмотреть заранее. Иногда нужно адаптировать скрипт под конкретную проблему или запрос клиента – и порой это приходится делать на ходу.

Можно использовать техники активного слушания и задавать открытые вопросы, чтобы получить больше информации от клиента. Возможно, на решение проблемы понадобится два звонка: первый можно провести по скрипту для реагирования на жалобы, а второй – по новому скрипту в зависимости от результатов первого.

Заключение

Даже план, как составить идеальный скрипт холодных и теплых звонков, не защищает от возможных ошибок. Они могут возникнуть на любом этапе создания шаблона, поэтому нужно уметь их вовремя находить и исправлять. Главные правила заключаются в том, что скрипты должны приводить к конкретной цели, имитировать естественную речь и подстраиваться под конкретные ситуации, продукты и потребности клиентов.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации