2 февраля 2023 года на YouTube-канале «Деловой Петербург» состоялся круглый стол «Маркировка рекламы в Рунете», на котором присутствовали представители Роскомнадзора, налоговой, ОРД, рекламных сетей и сервисов. Главная новость – штрафы за отсутствие корректной маркировки, вероятно, не будут действовать с 1 марта, а откладываются на будущее. Но на мероприятии прозвучала и другая важная информация о процессе применения нового закона, проблемах и планах. Все это мы по горячим следам изложили в этой статье в формате «Вопрос-ответ».
Что за круглый стол и почему он важен?
За что должен был быть введен штраф с 1 марта 2023 года?
В чем главные сложности для рекламодателей?
Когда будут введены штрафы за неисполнение закона?
Что делать рекламодателям сейчас?
Что за круглый стол и почему он важен?
Это публичная беседа между представителями государственных структур, отвечающих за корректное применение закона о маркировке рекламы (Роскомнадзор, ФНС) и другими участниками рекламного рынка. Из официальных лиц в ней принимал участие представитель оператора рекламных данных Ozon. Таким образом, можно сказать, что это официальное мероприятие, на котором обсуждали сложности и новости, связанные с законом о маркировке рекламы. Поэтому информации со встречи можно доверять.
Для тех, кто до сих пор не запомнил все аббревиатуры, связанные с законом, напомним их.
- Роскомнадзор (РКН), ФАС, ФНС – это государственные органы-регуляторы, которые имеют доступ ко всей промаркированной рекламе в ЕРИР (см.ниже).
- ОРД (оператор рекламных данных) – компания, которая собирает данные рекламной маркировки и передает их в реестр.
- ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы) – государственная база учета промаркированной рекламы.
За что должен был быть введен штраф с 1 марта 2023 года?
За неисполнение закона о маркировке рекламы. Но есть нюанс: дата «1 марта» не была закреплена в официальных документах, а была определена примерно, как условная граница развертывания нового закона. Поэтому она может быть плавающей и на нее могут влиять разные факторы: от технической готовности всех участников до степени информированности рекламодателей о новом законе. Именно поэтому на текущем этапе госорганы могут двигать эту дату. Фактически, 1 марта не являлся жестким дедлайном, однако многие на рекламном рынке воспринимали его именно так.
Почему штрафы откладываются?
Если кратко, то потому, что система пока не работает в полную силу, в данных содержится много ошибок, не все участники процесса и не всегда понимают, какие данные нужно передавать и как именно это делать. У этого есть несколько причин:
- Недостаточная проработанность материалов закона. Например, маркировка отдельных рекламных форматов только обсуждается, то есть до конца неясно, какую именно рекламу и как нужно маркировать;
- У разных ОРД разные интерфейсы и технологии для внесения и передачи данных в реестр. Это влечет за собой ошибки в информации, которая приходит в ЕРИР. Пока нет возможности исправить те данные, которые были отправлены в ЕРИР;
- Человеческий фактор также влияет на число ошибок. Высок процент намеренных или случайных неточностей в самых разных данных: от ИНН до описаний креативов и названия компаний. Видно, что люди пока тестируют систему и проверяют, что она умеет;
- Большая часть рекламного рынка только начала разбираться в законе, многие либо не понимают важности его соблюдения, либо не до конца разобрались в том, как и что маркировать, поэтому не вовлечены в процесс.
В чем главные сложности для рекламодателей?
- Сложность формулировок закона и разрозненность информации о том, как правильно маркировать рекламу. Это вызывает большие временные, а часто и финансовые затраты у рекламодателей, а также большое число ошибок.
- Сложность схемы передачи данных во всей цепочке в зависимости от роли того, кто их передает.
- Неопределенность с некоторыми форматами: неясно, маркировать их или нет. Например, у рекламодателей вызывает вопросы реклама на стримах, реклама по бартеру, так называемые «вечные статьи» и др.
Когда будут введены штрафы за неисполнение закона?
Пока непонятно, но они точно будут введены в будущем. Внедрение штрафов отложено до момента, когда работа всех участников будет согласована и отлажена, а число ошибок при вводе и передаче данных минимизируется. Мы будем следить за ситуацией и расскажем вам о новостях.
Что делать рекламодателям сейчас?
1. Внимательно изучать текст закона, получать информацию о нем любыми другими доступными способами: читать статьи, смотреть видеоразъяснения от рекламных площадок, сервисов, ОРД. Закон действует с 1 сентября 2022 года, а значит, его нужно исполнять. У нас в блоге есть много статей, которые просто и доступно рассказывают, как маркировать рекламу каждому из участников рынка. Например, подробная обзорная статья, из которой вы узнаете, какие сведения нужно передавать и как сделать это одним из самых простых способов.
2. Исполнять закон, то есть маркировать рекламу в тех случаях, где понятно, как это сделать. Например, многие крупные рекламные сервисы и системы автоматизации рекламы уже наладили отправку данных в ОРД и ЕРИР, поэтому рекламодателю не нужно регистрироваться в них самому. Так сделал и click.ru. В нашем интерфейсе есть понятные уведомления о том, нужно ли вам промаркировать вашу рекламу, а также простая форма для внесения этих данных. Причем формы наглядно разделены в зависимости от того, кто вы – конечный рекламодатель или посредник.
3. Отправлять обратную связь о внедрении закона в госорганы и операторам данных любыми доступными способами. Нововведение не должно создавать проблемы и вызывать дополнительные траты у тех, кто ему следует. Если ваш бизнес несет убытки, а ваши сотрудники говорят о сложностях с соблюдением закона, не ленитесь сообщить об этом через формы обратной связи или по телефону горячей линии РКН, ФНС, ФАС, ОРД.
Если вопрос экономии времени и денег при размещении рекламы важен для вас – перенесите ваши рекламные кампании в click.ru. Помимо того, что процесс маркировки рекламы с нами прост и понятен, мы предоставляем нашим клиентам широкие возможности для автоматизации рекламы, единый центр отчетов и закрывающие документы для бухгалтерии сразу по всем площадкам. Для дополнительной экономии станьте участником нашей партнерской программы и возвращайте до 15% от рекламных бюджетов.