С 1 сентября 2022 года в России вступит в силу Федеральный закон от 02.07.2021 года №324-ФЗ «О внесении изменений в закон о «Рекламе». Он существенно усложняет правила распространения рекламы в интернете. Суть изменений – вводится единая система учета рекламы, и вся реклама в Рунете будет маркироваться.

Рассказываем, что поменяется для рекламодателей и как подстроиться под новые изменения.

Маркировка рекламы: зачем приняли новый закон и как он будет работать с 1 сентября 2022 года

Для кого вводится обязательная маркировка интернет-рекламы: участники и их взаимодействие

Что такое идентификатор рекламы

Какую информацию и кому нужно предоставить согласно ФЗ о маркировке рекламы

Какая ответственность предусмотрена за нарушение закона о маркировке онлайн-рекламы

Чек-лист для рекламодателя: список обязательных действий по маркировке рекламы

Маркировка рекламы: зачем приняли новый закон и как он будет работать с 1 сентября 2022 года

Согласно статьи 18.1 Федерального закона №324, вся таргетированная, контекстная и медийная реклама в сети интернет с 1 сентября должна иметь пометку «реклама». Кроме пометки, должны быть указания на рекламодателя или сайт/страницу сайта, где содержится такая информация.

Маркировке не подлежит реклама, которая распространяется в интернете, но размещается в:

  • радиопрограммах и радиопередачах;
  • телепрограммах и телепередачах.

Цели обязательной маркировки рекламы:

  • повысить прозрачность рынка для рекламодателей. Новые правила позволяют рекламодателям отслеживать, как тратится рекламный бюджет, вплоть до того, что можно посмотреть, какие посредники задействованы и какие договоры заключены между участниками;
  • сделать возможным полный контроль размещения рекламы для Роскомнадзора, ФАС, ФНС;
  • упростить борьбу с мошенниками и распространением противозаконной информации.

Для кого вводится обязательная маркировка интернет-рекламы: участники и их взаимодействие

Нововведения распространяются на всех участников рекламного рынка: рекламодателей, распространителей рекламы и операторов рекламных систем. Все они обязаны будут передавать сведения о рекламе, включая параметры аудитории и данные о стоимости.

Рассмотрим различия между перечисленными сторонами:

  • рекламодатель. Сторона, которая заказывает рекламу и чей товар/услуга впоследствии будет рекламироваться.
  • рекламораспространители. Это рекламное агентство или другой субъект, который предоставляет услуги по распространению рекламы.
  • оператор рекламной системы. Сторона, которой принадлежит рекламная система и которая размещает у себя рекламу от третьих лиц.

Однако не на всех рекламодателей распространяются требования о предоставлении данных относительно рекламы. В соответствии с установленными Правительством критериями, не надо предоставлять информацию рекламодателям, которые обладают исключительным правом на объекты рекламирования и/или являются изготовителями (продавцами) товаров. При этом они должны согласовать с рекламораспространителем или оператором рекламной системы в договоре то, что именно эта сторона будет информировать Роскомнадзор. То есть информация о рекламе все равно будет предоставляться в контролирующие органы, только минуя рекламодателя.

Новый закон также вводит в действие на рекламном рынке новых субъектов:

  • оператор рекламных данных (ОРД). Это специальный орган, который получает, обрабатывает данные и отправляет их в единый реестр рекламы. Еще одна задача ОРД – генерация токенов (идентификаторов рекламы). Также ОРД является владельцем программ для ЭВМ, которые предназначены для установления факта распространения рекламы в интернете. Отбор операторов проводит комиссия Роскомнадзора. Список ОРД рекламодатели смогут найти в его реестре.
  • единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Система Роскомнадзора, в которой будут храниться данные о рекламе, собранные всеми участниками рынка.

Роспотребнадзор создает систему учета рекламы, в которую участники рынка будут передавать информацию о рекламе в строго установленных порядке и сроках. Храниться эта информация будет 5 лет. Доступ к ней будет у ФАС, ФНС и других исполнительных служб.

Порядок взаимодействия между субъектами рекламного рынка:

  1. Рекламодатель → Рекламное агентство. Рекламодатель передает данные о себе в агентство;
  2. Рекламное агентство → Рекламная система. Агентство передает данные о рекламодателе, креативах и настройках;
  3. Рекламная система ↔ ОРД. Рекламная система передает данные о рекламодателе и объявлениях. В свою очередь ОРД передает рекламной системе токен. После получения токена рекламная система имеет право публиковать объявление в Рунете с соответствующей маркировкой;
  4. Рекламное агентство → ОРД. Агентство передает информацию о бюджете по рекламной системе и рекламодателю;
  5. ОРД → ЕРИР. Передаются все данные кроме объявлений.

ОРД взаимодействует также с Роскомнадзором через ИТ-систему. Задачи Роскомнадзора заключаются в ведении учета, хранении и обработке информации о распространении рекламы в рунете.

При этом участники рекламного рынка должны передавать данные ОРД по рекламе в течение 30 дней с того момента, как они разместили ее в интернете. Вносить данные в ЕРИР они смогут как  самостоятельно, так и с помощью ОРД. В свою очередь, ОРД должен хранить их в течение 5 лет с того момента, как отправил эту информацию в Роскомнадзор.

Что такое идентификатор рекламы

В соответствии с вступающим в силу Законом №347-ФЗ заниматься распространением рекламы в Рунете можно только в том случае, если ей будет присвоен соответствующий рекламный идентификатор (токен). Таким образом, должен упроститься учет рекламы.

Идентификатор рекламы представляет собой уникальный буквенно-цифровой код в кликовой ссылке или в меню adChoice. Требования к идентификатору, его содержанию, правилам его присвоения и хранения будет устанавливать Минцифры.

Внутри маркера зашифрована такая информация:

  • идентификатор ОРД;
  • идентификатор креатива, который присвоен креативу этим ОРД.

Идентификатор ОРД присваивается таким рекламным объявлениям, как ТГБ, видеоролик, баннер.

Не присваивается идентификатор:

  • письмам из email-рассылок;
  • push-уведомлениям по собственным клиентам, по собственным товарам поставщика и товарам аффилированных лиц.

Какую информацию и кому нужно предоставить согласно ФЗ о маркировке рекламы

Роскомнадзор будет собирать сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем. Окончательный список информации, которая будет предоставляться контролирующему органу о рекламе, утверждается правительством РФ.

С 1 сентября 2022 года вступает в силу Распоряжение, регулирующее список информации о субъектах рекламы и о самой рекламе.

О субъектах рекламы предоставляются такие сведения:

  • фирменное наименование (сокращенное и полное или ФИО);
  • ИНН для российского лица. Иностранные лица предоставляют номер телефона или номер электронного средства платежа;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • место нахождения и адрес местожительства;
  • ФИО лица, которое действует без доверенности от имени юрлица;
  • информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем и оператором рекламной системы для распространения рекламы;
  • информация о программе или информационной системе, которая используется для распространения рекламы.

Непосредственно о рекламе передаются такие сведения:

  • ID рекламных материалов;
  • тип рекламной кампании;
  • описание товаров/услуг, которые будут рекламироваться;
  • данные об объемах рекламы, распределении и форме ее распространения;
  • срок размещения рекламы в рекламной системе и дата ее размещения;
  • параметры аудитории рекламы;
  • информация о договорах на размещение рекламы. В том числе здесь предоставляются данные о цене.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение закона о маркировке онлайн-рекламы

Ответственность за нарушение закона может наступить в случае, если информация является:

  • не полностью предоставленной;
  • вводящей в заблуждение и неправдивой;
  • неактуальной, то есть поданной за прошлый период;
  • поданной с задержкой.

За несоблюдение новых законов предусмотрена только административная ответственность. Привлечь могут по статье 14.3 КоАП РФ. Согласно ей могут быть наложены штрафы в зависимости от правового субъекта:

  • для физических лиц – от 2 000 до 2 500 руб.;
  • для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

ОРД должен сообщать Роскомнадзору об участнике рынка, если информация, предоставленная о рекламе самим участником рынка, не совпадает более чем на 5% с данными, которые были получены в результате мониторинга. На текущий момент нормативно-правовыми актами не предусмотрено никакой ответственности ОРД за непередачу Роскомнадзору данных о несоответствии информации, предоставленной рекламодателями или рекламными системами.

Чек-лист для рекламодателя: список обязательных действий по маркировке рекламы

Для выполнения обязанностей, которые возлагаются новым законом, надо выполнить такие действия:

  • пройти регистрацию. Нужно зарегистрироваться в системе Роскомнадзора, открыть аккаунт в ЕСИА и получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
  • выбрать оператора рекламных данных. Список ОРД пока не утвержден;
  • вовремя передавать информацию. По правилам данные надо подавать в течение 30 дней следующего календарного месяца. При этом важно предоставлять полную информацию, развернутый список указан выше.

Получить дополнительный доход от размещения и ведения рекламных кампаний без лишних сложностей можно, став партнером click.ru. Стать партнером может каждый, достаточно завести аккаунты своих клиентов под управление и получать выгодный процент вознаграждения.