С 1 сентября 2022 года в России вступит в силу Федеральный закон от 02.07.2021 года №324-ФЗ «О внесении изменений в закон о «Рекламе». Он существенно усложняет правила распространения рекламы в интернете. Суть изменений – вводится единая система учета рекламы, и вся реклама в Рунете будет маркироваться.
Рассказываем, что поменяется для рекламодателей и как подстроиться под новые изменения.
Маркировка рекламы: зачем приняли новый закон и как он будет работать с 1 сентября 2022 года
Для кого вводится обязательная маркировка интернет-рекламы: участники и их взаимодействие
Что такое идентификатор рекламы
Какую информацию и кому нужно предоставить согласно ФЗ о маркировке рекламы
Какая ответственность предусмотрена за нарушение закона о маркировке онлайн-рекламы
Чек-лист для рекламодателя: список обязательных действий по маркировке рекламы
Маркировка рекламы: зачем приняли новый закон и как он будет работать с 1 сентября 2022 года
Согласно статьи 18.1 Федерального закона №324, вся таргетированная, контекстная и медийная реклама в сети интернет с 1 сентября должна иметь пометку «реклама». Кроме пометки, должны быть указания на рекламодателя или сайт/страницу сайта, где содержится такая информация.
Маркировке не подлежит реклама, которая распространяется в интернете, но размещается в:
- радиопрограммах и радиопередачах;
- телепрограммах и телепередачах.
Цели обязательной маркировки рекламы:
- повысить прозрачность рынка для рекламодателей. Новые правила позволяют рекламодателям отслеживать, как тратится рекламный бюджет, вплоть до того, что можно посмотреть, какие посредники задействованы и какие договоры заключены между участниками;
- сделать возможным полный контроль размещения рекламы для Роскомнадзора, ФАС, ФНС;
- упростить борьбу с мошенниками и распространением противозаконной информации.
Для кого вводится обязательная маркировка интернет-рекламы: участники и их взаимодействие
Нововведения распространяются на всех участников рекламного рынка: рекламодателей, распространителей рекламы и операторов рекламных систем. Все они обязаны будут передавать сведения о рекламе, включая параметры аудитории и данные о стоимости.
Рассмотрим различия между перечисленными сторонами:
- рекламодатель. Сторона, которая заказывает рекламу и чей товар/услуга впоследствии будет рекламироваться.
- рекламораспространители. Это рекламное агентство или другой субъект, который предоставляет услуги по распространению рекламы.
- оператор рекламной системы. Сторона, которой принадлежит рекламная система и которая размещает у себя рекламу от третьих лиц.
Однако не на всех рекламодателей распространяются требования о предоставлении данных относительно рекламы. В соответствии с установленными Правительством критериями, не надо предоставлять информацию рекламодателям, которые обладают исключительным правом на объекты рекламирования и/или являются изготовителями (продавцами) товаров. При этом они должны согласовать с рекламораспространителем или оператором рекламной системы в договоре то, что именно эта сторона будет информировать Роскомнадзор. То есть информация о рекламе все равно будет предоставляться в контролирующие органы, только минуя рекламодателя.
Новый закон также вводит в действие на рекламном рынке новых субъектов:
- оператор рекламных данных (ОРД). Это специальный орган, который получает, обрабатывает данные и отправляет их в единый реестр рекламы. Еще одна задача ОРД – генерация токенов (идентификаторов рекламы). Также ОРД является владельцем программ для ЭВМ, которые предназначены для установления факта распространения рекламы в интернете. Отбор операторов проводит комиссия Роскомнадзора. Список ОРД рекламодатели смогут найти в его реестре.
- единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Система Роскомнадзора, в которой будут храниться данные о рекламе, собранные всеми участниками рынка.
Роспотребнадзор создает систему учета рекламы, в которую участники рынка будут передавать информацию о рекламе в строго установленных порядке и сроках. Храниться эта информация будет 5 лет. Доступ к ней будет у ФАС, ФНС и других исполнительных служб.
Порядок взаимодействия между субъектами рекламного рынка:
- Рекламодатель → Рекламное агентство. Рекламодатель передает данные о себе в агентство;
- Рекламное агентство → Рекламная система. Агентство передает данные о рекламодателе, креативах и настройках;
- Рекламная система ↔ ОРД. Рекламная система передает данные о рекламодателе и объявлениях. В свою очередь ОРД передает рекламной системе токен. После получения токена рекламная система имеет право публиковать объявление в Рунете с соответствующей маркировкой;
- Рекламное агентство → ОРД. Агентство передает информацию о бюджете по рекламной системе и рекламодателю;
- ОРД → ЕРИР. Передаются все данные кроме объявлений.
ОРД взаимодействует также с Роскомнадзором через ИТ-систему. Задачи Роскомнадзора заключаются в ведении учета, хранении и обработке информации о распространении рекламы в рунете.
При этом участники рекламного рынка должны передавать данные ОРД по рекламе в течение 30 дней с того момента, как они разместили ее в интернете. Вносить данные в ЕРИР они смогут как самостоятельно, так и с помощью ОРД. В свою очередь, ОРД должен хранить их в течение 5 лет с того момента, как отправил эту информацию в Роскомнадзор.
Что такое идентификатор рекламы
В соответствии с вступающим в силу Законом №347-ФЗ заниматься распространением рекламы в Рунете можно только в том случае, если ей будет присвоен соответствующий рекламный идентификатор (токен). Таким образом, должен упроститься учет рекламы.
Идентификатор рекламы представляет собой уникальный буквенно-цифровой код в кликовой ссылке или в меню adChoice. Требования к идентификатору, его содержанию, правилам его присвоения и хранения будет устанавливать Минцифры.
Внутри маркера зашифрована такая информация:
- идентификатор ОРД;
- идентификатор креатива, который присвоен креативу этим ОРД.
Идентификатор ОРД присваивается таким рекламным объявлениям, как ТГБ, видеоролик, баннер.
Не присваивается идентификатор:
- письмам из email-рассылок;
- push-уведомлениям по собственным клиентам, по собственным товарам поставщика и товарам аффилированных лиц.
Какую информацию и кому нужно предоставить согласно ФЗ о маркировке рекламы
Роскомнадзор будет собирать сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем. Окончательный список информации, которая будет предоставляться контролирующему органу о рекламе, утверждается правительством РФ.
С 1 сентября 2022 года вступает в силу Распоряжение, регулирующее список информации о субъектах рекламы и о самой рекламе.
О субъектах рекламы предоставляются такие сведения:
- фирменное наименование (сокращенное и полное или ФИО);
- ИНН для российского лица. Иностранные лица предоставляют номер телефона или номер электронного средства платежа;
- ОГРН/ОГРНИП;
- место нахождения и адрес местожительства;
- ФИО лица, которое действует без доверенности от имени юрлица;
- информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем и оператором рекламной системы для распространения рекламы;
- информация о программе или информационной системе, которая используется для распространения рекламы.
Непосредственно о рекламе передаются такие сведения:
- ID рекламных материалов;
- тип рекламной кампании;
- описание товаров/услуг, которые будут рекламироваться;
- данные об объемах рекламы, распределении и форме ее распространения;
- срок размещения рекламы в рекламной системе и дата ее размещения;
- параметры аудитории рекламы;
- информация о договорах на размещение рекламы. В том числе здесь предоставляются данные о цене.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение закона о маркировке онлайн-рекламы
Ответственность за нарушение закона может наступить в случае, если информация является:
- не полностью предоставленной;
- вводящей в заблуждение и неправдивой;
- неактуальной, то есть поданной за прошлый период;
- поданной с задержкой.
За несоблюдение новых законов предусмотрена только административная ответственность. Привлечь могут по статье 14.3 КоАП РФ. Согласно ей могут быть наложены штрафы в зависимости от правового субъекта:
- для физических лиц – от 2 000 до 2 500 руб.;
- для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 руб.;
- для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.
ОРД должен сообщать Роскомнадзору об участнике рынка, если информация, предоставленная о рекламе самим участником рынка, не совпадает более чем на 5% с данными, которые были получены в результате мониторинга. На текущий момент нормативно-правовыми актами не предусмотрено никакой ответственности ОРД за непередачу Роскомнадзору данных о несоответствии информации, предоставленной рекламодателями или рекламными системами.
Чек-лист для рекламодателя: список обязательных действий по маркировке рекламы
Для выполнения обязанностей, которые возлагаются новым законом, надо выполнить такие действия:
- пройти регистрацию. Нужно зарегистрироваться в системе Роскомнадзора, открыть аккаунт в ЕСИА и получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
- выбрать оператора рекламных данных. Список ОРД пока не утвержден;
- вовремя передавать информацию. По правилам данные надо подавать в течение 30 дней следующего календарного месяца. При этом важно предоставлять полную информацию, развернутый список указан выше.
Получить дополнительный доход от размещения и ведения рекламных кампаний без лишних сложностей можно, став партнером click.ru. Стать партнером может каждый, достаточно завести аккаунты своих клиентов под управление и получать выгодный процент вознаграждения.