8 ноября стало известно, что Госдума отклонила законопроект о едином операторе цифровой рекламы. Разбираемся, что это означает для рекламодателей и нужно ли все-таки маркировать интернет-рекламу.
В чем смысл отклоненного законопроекта о едином операторе цифровой рекламы
В чем смысл закона о маркировке рекламы
В чем смысл отклоненного законопроекта о едином операторе цифровой рекламы
Новый законопроект № 160605-8, известный в народе как закон о едином операторе цифровой рекламы, внесли в Госдуму 8 июля 2022 года.
Предполагалось установить контроль над контентом, который размещается на цифровых конструкциях наружной рекламы и онлайн-досках частных объявлений. Например, ЦИАН, Авито и других. Все объявления на этих носителях должны были бы публиковаться через единого оператора цифровой рекламы. Также проект запрещал каким-либо компаниям публиковать частные объявления пользователей – этим должен был бы полностью заниматься новый орган. К компании, которая могла бы стать единым оператором, предъявлялся ряд требований. Им отвечала только группа Russ Outdoor.
Как это должно было выглядеть по задумке авторов?
Предполагалось, что правительство РФ определит единый оператор цифровой рекламы. Он будет устанавливать и использовать цифровые рекламные конструкции, создавать информационные ресурсы для публикации рекламы на таких конструкциях и досках объявлений в сети.
По планам, через единого оператора должны были публиковаться все объявления физлиц и вся цифровая наружная реклама. Единый оператор должен бы был проверять рекламу на соответствие закону, определять стоимость размещения. Также он смог бы без торгов заключать контракты на 30 лет на размещение своих цифровых конструкций на госземле и показывать рекламу на экранах муниципального и государственного транспорта в течение этого срока.
Проект вызвал широкий резонанс на рынке рекламы и не только. Его критиковали Минцифры, ФАС, организация малого и среднего бизнеса «Опора России», Союз операторов наружной рекламы, департамент СМИ и рекламы правительства Москвы и другие.
Создание такого оператора могло бы привести к монополизации рынка.
В чем смысл закона о маркировке рекламы
С 1 сентября 2022 года в России действует Федеральный закон от 02.07.2021 года №324-ФЗ «О внесении изменений в закон о «Рекламе». Теперь контекстная, таргетированная и другая реклама в Рунете маркируется.
Это означает, что рекламное объявление должно иметь пометку «Реклама» и идентификационный код (токен). Он позволяет отследить цепочку размещения: от рекламодателя до демонстрации на площадке.
Собирают и обрабатывают данные специальные организации – ОРД – операторы рекламных данных. Они передают полученную информацию в ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы, который создал Роскомнадзор. Доступ к данным из реестра есть у участников рекламной цепочки, ФНС, ФАС и Роскомнадзора.
Получить токен требуется до размещения объявления. Для этого нужно подготовить креатив и передать его в ОРД. Также помимо креатива на этом этапе в ОРД передаются данные о рекламодателе:
- для юрлиц и ИП (резидентов РФ): тип, телефон, ИНН;
- юрлиц и ИП (нерезидентов РФ): тип, регистрационный номер, ОПФ и полное наименование, телефон, номер налогоплательщика / аналог, номер электронного средства платежа, код страны регистрации по ОКСМ;
- физлиц: телефон / ИНН, вид деятельности по ОКВЭД.
ОРД должен зарегистрировать креатив в ЕРИР и присвоить токен. Это происходит мгновенно, без модерации.
В течение 30 дней после показов рекламы требуется отправить отчеты в ОРД. В них содержатся:
- сроки проведения рекламной кампании;
- траты по всей цепочке показа рекламы;
- показатели показов с детализацией по каждой площадке и объявлению;
- договоры и акты между всеми участниками цепочки.
Мы подробно разбирали термины и весь процесс маркировки в серии статей.
Отклонение законопроекта о едином операторе цифровой рекламы никак не связано с ФЗ «О внесении изменений в закон о «Рекламе». Маркировать интернет-рекламу по-прежнему нужно.
Маркировка интернет-рекламы – это достаточно сложный процесс, который отнимает много времени и сил у всех участников рекламной цепочки. Например, многие жалуются на то, что в ЕРИР некорректно отображаются данные, есть сложности с разаллокацией и другие проблемы.
Сервис click.ru помогает рекламодателям, агентствам и рекламораспространителям маркировать рекламу. Например, здесь есть специальный интерфейс, который упрощает передачу информации в ОРД, получение токенов, а также отчитываться по открутке рекламы.
Также у click.ru имеются другие преимущества:
- единый рекламный кабинет, чтобы управлять кампаниями в различных рекламных системах;
- инструменты автоматизации, например для сбора СЯ, подготовки отчетов, управления ставками;
- дашборды для наблюдения за основными показателями;
- партнерская программа, которая может принести вознаграждение до 15% от рекламных бюджетов аккаунтов под управлением и 6% от дохода пользователей, которые присоединились по рекомендации.