Тег canonical (rel canonical) — это HTML-элемент, атрибут внутри тега <link>, который используется для указания поисковым системам на каноническую (предпочтительную) версию страницы. Это особенно важно, если на сайте есть несколько URL, ведущих на одинаковый или схожий контент. Использование этого тега помогает избежать проблем с дублированием и концентрировать SEO-значимость на одной ссылке.

Каноническая страница — это главная версия страницы, которую поисковики должны индексировать и ранжировать.

Каноническая ссылка — это HTML-элемент, вставляемый в раздел <head> страницы.

Вот пример того, как может выглядеть тег canonical:

Canonical

В этом коде rel="canonical" указывает, что это тег канонизации, а href="URL" содержит адрес канонической страницы.

Почему канониклы важны для SEO

Когда нужно настраивать канонический тег, а когда нет

Где и как настроить canonical правильно

Где настраивать тег canonical

Как настроить canonical правильно

Какие правила следует соблюдать при работе с каноническим тегом

Какие ошибки часто допускают при работе с canonical

Почему канониклы важны для SEO

В поисковой оптимизации каноническая ссылка позволяет:

  • избежать дублирования контента. Одна и та же страница может быть доступна по различным URL-адресам, и поисковые системы могут посчитать их дубликатами, что негативно влияет на ранжирование. Canonical указывает поисковикам основную версию, которую нужно индексировать;
  • консолидировать ссылочный вес. Ссылки с других сайтов распределяются между всеми дублями страницы. Использование канонических тегов обеспечивает консолидацию ссылочной массы на главной версии, увеличивая ее позиции в поисковой выдаче;
  • улучшить индексацию. Без каноникал поисковики могут по ошибке проиндексировать все дубли страницы, растрачивая ограниченные ресурсы краулера. Канонические ссылки помогают сфокусироваться на основной версии;
  • избежать фильтров за дублирование. Поисковые системы могут применять санкции и штрафы к сайтам с большим количеством дублированного контента. Использование canonical позволяет избежать их;
  • улучшить восприятие сайта пользователями. Дублированные страницы могут снизить юзабилити. Канонические ссылки направляют посетителей к основной версии, что улучшает их опыт использования сайта;
  • обработать UTM-метки и параметры в URL. Использование UTM-меток и параметров, например для отслеживания трафика, может создавать множество ссылок с одинаковым контентом. Добавление тега canonical на все версии таких страниц позволяет указать на оригинальный URL;
  • контролировать контент на разных доменах. Если один и тот же контент размещен на нескольких доменах, например на партнерском сайте или зеркалах, атрибут каноникал помогает указать поисковым системам, какой из них является основным.

Когда нужно настраивать канонический тег, а когда нет

Отметим случаи, в которых необходимо настраивать канонический тег.

1. Дублирующийся контент на разных URL. Если одна и та же страница доступна через разные URL, например мобильные или динамические, использование canonical указывает на основную версию.

2. Одинаковый контент в разных категориях. В интернет-магазинах товар может находиться в нескольких категориях. В таком случае можно указать канонический URL.

3. Версии сайта с разными параметрами. Когда вы используете параметры URL для фильтров, сортировки или UTM-меток, которые не меняют основное содержание, укажите на базовый URL.

4. Одинаковый контент на разных доменах. Если одна и та же страница размещена на нескольких доменах, установите canonical на главный из них. Это помогает концентрировать SEO-сигналы.

5. Многостраничные статьи или пагинация. Для страниц пагинации (page-2, page-3) иногда рекомендуется использовать канонизацию, указывая на первую страницу:

Canonical

6. Дублирование из-за протоколов или www. Если сайт доступен по разным версиям, например http://example.com, https://example.com, https://www.example.com, укажите каноническую, чтобы избежать путаницы.

Использование canonical не требуется в следующих ситуациях:

1. Если страница не должна индексироваться. Если вы используете метатег noindex на странице, нет смысла добавлять канонический тег. Например, страницы логина, корзины или внутренней статистики:

Canonical

2. Если канонический URL указывает на несуществующую страницу. Убедитесь, что canonical доступен и не вызывает ошибок 404 или бесконечных редиректов.

3. Для страниц с динамическим контентом. Если контент страницы меняется в зависимости от параметров URL, например фильтров или сортировки, а эти изменения важны для пользователей, каноникал не нужен.

4. Если на сайте уже настроены 301-редиректы. Если все дублирующие URL перенаправлены на основную страницу через редирект, использование canonical становится избыточным.

Кроме того, канонический тег не требуется на страницах с мультиязычным контентом, а также верхним и нижним регистром написания URL.

Где и как настроить canonical правильно

Разберем основные моменты настройки канонического тега.

Где настраивать тег canonical

Тег должен быть добавлен в разделе <head> HTML-кода страницы. Это делается для каждой страницы сайта, где есть необходимость указать каноническую версию. Пример:

Canonical

Если у вас большой сайт, рекомендуется автоматизировать процесс добавления этого тега с помощью CMS, фреймворков или скриптов.

Как настроить canonical правильно

Канонический тег можно настроить:

1. На уровне CMS (системы управления контентом). Например, для WordPress можно использовать плагины Yoast SEO или Rank, которые автоматически добавляют canonical для каждой страницы. Если требуется настроить конкретный канонический URL, можно вручную указать его в настройках страницы/поста;

2. Через фреймворки или ручной код. Если сайт создан без CMS, настройка происходит вручную или через шаблоны. Пример для PHP:

Canonical

При этом важно учитывать исключения, такие как UTM-метки или параметры;

3. Через настройки на сервере. Вы можете настроить канонизацию через файл .htaccess (Apache) или конфигурацию Nginx. Пример для Apache (.htaccess):

Canonical

Это убирает все параметры запроса и указывает на чистый URL, который можно использовать как канонический.

4. Через файл Sitemap. Укажите каноническую ссылку для каждой страницы в этом файле.

Какие правила следует соблюдать при работе с каноническим тегом

Вот основные правила, которые помогут настроить canonical корректно:

1. Указывайте только один канонический URL на страницу. На нее должен быть один каноникал, чтобы избежать путаницы для поисковых систем. Если на одной странице несколько тегов, поисковики могут игнорировать их;

2. Используйте абсолютные ссылки. В canonical следует указывать полный URL с протоколом (http/https), доменом и путем;

3. Каноническая страница должна быть доступна. Убедитесь, что указанный URL:

  • работает корректно и не возвращает ошибку 404;
  • не содержит битых ссылок и бесконечных редиректов;
  • доступен для индексации (нет запретов в robots.txt или метатега noindex);

4. Канонизация должна быть логичной. Указывайте каноническим тот URL, который:

  • является наиболее важным и релевантным;
  • содержит оригинальный контент.

5. Следите за соответствием протоколов и поддоменов. Если сайт работает как с www, так и без него, или с http и https, указывайте canonical в соответствии с настройками веб-ресурса.

6. Не используйте один канонический URL для всех страниц. Каждая страница с уникальным контентом должна иметь собственную каноническую ссылку. Исключение — страницы с идентичным или очень похожим содержанием, например параметры фильтрации.

7. Проверяйте настройки канонического тега. Используйте специальные инструменты, чтобы убедиться в правильности работы canonical.

8. Следите за локализацией и языковыми версиями. Для мультиязычных сайтов сочетайте канонический тег с тегом hreflang, чтобы указать канонические версии для каждой языковой версии:

Canonical

9. Остерегайтесь канонических петель. Не допускайте ситуации, когда страница A указывает на страницу B, а страница B — обратно на страницу A. Это запутывает поисковые системы.

10. Соблюдайте консистентность в канонизации. Если вы решили использовать канонический тег, применяйте его последовательно на всех страницах сайта. Например, для товаров, категорий, блогов и других разделов.

Какие ошибки часто допускают при работе с canonical

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые при работе с каноническим тегом.

1. Указание неправильного или несуществующего канонического URL. Это может привести к проблемам с индексацией и ошибкам 404. Проверьте, чтобы каноническая ссылка существовала, была доступна и корректно работала.

2. Несоответствие канонического URL с фактическим контентом. Указание канонической ссылки на страницу, которая не является основной для данного контента. Это может ввести поисковые системы в заблуждение, и они будут индексировать не ту страницу.

3. Несколько канонических тегов на одной странице. На странице указаны несколько тегов canonical, что вызывает путаницу для поисковиков.

4. Канонизация всех страниц на один URL. Указание всех страниц на одну и ту же каноническую ссылку, что приводит к тому, что поисковые системы не могут корректно индексировать сайт.

5. Использование canonical для параметрических URL. Указание канонического URL на страницы с параметрами, когда эти они важны для контента и должны индексироваться отдельно.

6. Ошибки при настройке канонических ссылок на многосайтовых проектах. Неправильная настройка канонических тегов на сайтах с зеркалами или мультиязычными версиями, что может привести к потере авторитета и проблемам с индексацией.

Вопросы-ответы

Чем canonical отличается от 301-редиректа?

Canonical указывает основную версию страницы без перенаправления пользователей, а 301-редирект фактически перенаправляет посетителей и поисковые системы на другой URL.

Используйте канонический тег, если обе версии страницы должны оставаться доступными, но одна из них должна быть основной.

Как проверить каноникал?

В Google Search Console каноническую ссылку можно определить с помощью инструмента проверки URL, в Яндекс Вебмастере — открыть «Индексирование» — «Страницы в поиске». Дубли появятся в разделе «Исключенные из поиска». Также можно воспользоваться сервисом Screaming Frog SEO Spider и другими.

Влияет ли порядок загрузки канонического тега в HTML на его работу?

Нет, но canonical должен находиться в разделе <head> страницы для корректного распознавания поисковиками.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации