Дашборд (англ. dashboard) – это информационная интерактивная панель, визуальное представление ключевых показателей эффективности (KPI) и других метрик, относящихся к определенной сфере деятельности или бизнес-процессу. Данный инструмент отображает данные в легкодоступном и понятном формате и позволяет выявлять тенденции, принимать обоснованные решения и быстро реагировать на изменения. Дашборды могут быть представлены в виде веб-страницы, мобильного приложения или физической панели с индикаторами. Они применяются в различных сферах, таких как бизнес-аналитика, маркетинг, продажи, IT, HR и другие.
Инструменты для создания дашбордов
Зачем нужны дашборды
Дашборды используются в следующих целях:
- визуализация и мониторинг ключевых метрик. Наглядно представляют KPI в режиме реального времени в виде графиков, диаграмм, индикаторов и списков, что позволяет быстро отслеживать производительность, выявлять тренды и проблемные области;
- принятие обоснованных решений. Помогают оценивать ситуацию в разных сферах деятельности компании. Это облегчает анализ и принятие взвешенных решений на основе фактических данных;
- улучшение производительности. Дают возможность вовремя выявлять проблемные области, неэффективные процессы и зоны для оптимизации, что способствует повышению продуктивности и результативности бизнеса;
- экономия времени. Агрегируют разрозненные данные из множества источников в одном месте. Это экономит время сотрудников на поиск, сбор и подготовку информации для анализа;
- обеспечение прозрачности данных. Повышают прозрачность данных и улучшают информационный обмен в компании;
- фокус на приоритетах. Помогают сосредоточиться на наиболее критичных аспектах бизнеса, требующих первоочередного внимания.
Типы дашбордов
Существует три главных типа дашбордов.
- Операционные. Фокусируются на мониторинге ежедневных операций и процессов, таких как производство, хранение на складе, работа call-центра, которые помогают отслеживать работу компании в режиме реального времени. Предназначены для быстрого реагирования на изменения и устранения проблем. Например, дашборд продаж, показывающий количество закрытых сделок, средний чек и конверсию лидов, или производительности сайта, отражающий трафик, время загрузки страницы и коэффициент конверсии.
- Аналитические. Используются для углубленного анализа различных аспектов бизнеса, таких как продажи, маркетинг, логистика и других, с целью выявления тенденций, закономерностей и причинно-следственных связей. Помогают принимать более обоснованные решения о будущем. К примеру, дашборд рекламной кампании, показывающий эффективность различных каналов маркетинга по привлечению лидов и конверсии, или отслеживания социальных сетей, отражающий охват, вовлеченность и поведение целевой аудитории.
- Стратегические. Предоставляют обзор долгосрочных целей и показателей компании. Помогают руководителям отслеживать прогресс в достижении стратегических целей и принимать решения. Например, дашборд корпоративной стратегии, показывающий рост выручки, долю рынка и другие показатели, или развития продукта, отражающий время его выхода на рынок, количество активных пользователей и отзывы клиентов.
Инструменты для создания дашбордов
Вот инструменты, которые можно использовать для создания дашбордов:
- «Дашборды. Аналитика и управление» от click.ru;
- Microsoft Power BI;
- Tableau;
- Klipfolio;
- Oracle Business Intelligence;
- «Форсайт»;
- Qlik;
- Яндекс Метрика;
- Google Analytics;
- Google Data Studio;
- Microsoft Excel или Google Таблицы и другие.
Вопросы-ответы
Дашборд обновляется в реальном времени и отражает актуальную информацию, а отчеты и инфографика статичны, поэтому данные, представленные на них, быстро устаревают.
Нужно учитывать такие факторы, как источники и объем данных, требуемая функциональность, бюджет, технические навыки команды. Кроме того, важно оценить интеграцию с существующими системами, масштабируемость решения и поддержку вендора.
Наглядность, четкость, отсутствие перегруженности данными. Стоит визуализировать только релевантные метрики. Полезно использовать фильтры, группировки, интерактивные элементы для удобного анализа. Также важна согласованность дизайна и брендинга.