Голосовой поиск – это технология, которая позволяет пользователю искать и получать информацию с помощью голосовых команд и запросов вместо ввода текста. Она включает в себя распознавание и интерпретацию речи, обработку естественного языка и его конвертирование в текст. В ответ на голосовой запрос система выдает результаты в браузере, озвучивает их в виде синтезированной речи или выполняет соответствующее действие, такое как набор сообщения или построение маршрута. Голосовой поиск активно развивается и интегрируется в различные устройства, включая смартфоны, планшеты, умные колонки и автомобили.
Особенности голосового поиска в Яндексе
Особенности голосового поиска в Google
Кому нужна голосовая оптимизация сайта
Как провести голосовую оптимизацию сайта
Технические требования для сайтов при голосовой оптимизации
Особенности голосового поиска в Яндексе
Чтобы произнести голосовой запрос в Яндексе, нужно нажать на значок микрофона в правой части поисковой строки:
Кнопка для активации голосового поиска в Яндексе
Кроме того, можно установить Яндекс Строку – многофункциональный голосовой помощник. Он активируется командой «Слушай, Яндекс».
Вот преимущества этого сервиса:
- бесплатный;
- работает на любых устройствах;
- не привязан к Яндекс Браузеру;
- выполняет дополнительные функции, такие как управление компьютером с помощью голосовых команд, поиск файлов на диске и другие.
Также голосовой ввод поддерживает Алиса – виртуальный помощник Яндекса, встроенный в браузер. На данный момент она хорошо распознает только русскую речь и отвечает на русском языке. Алиса поддерживается на компьютерах и мобильных устройствах, а также на смарт-колонке Яндекс Станция.
Кнопка для активации голосового ввода через Алису
Голосовой поиск интегрирован с другими сервисами Яндекса, такими как Карты, Навигатор и Музыка.
Особенности голосового поиска в Google
Голосовой поиск в Google Chrome осуществляется аналогично с Яндекс Браузером:
Кнопка для активации голосового поиска в Google Chrome
На Android Google установлен по умолчанию и голосовой поиск активируется командой «Окей Google» или кликом по значку микрофона.
На iOS нужно скачать приложение Google и активировать голосовой поиск самостоятельно.
У Google также есть помощник Google Assistant, поддерживающий голосовой ввод на разных языках, включая русский.
Голосовой поиск интегрирован с другими сервисами Google, например Maps, Calendar, Gmail.
И Яндекс, и Google постоянно совершенствуют алгоритмы распознавания речи на основе искусственного интеллекта.
Кому нужна голосовая оптимизация сайта
Голосовая оптимизация сайта будет особенно полезна следующим типам веб-ресурсов:
- маркетплейсы и интернет-магазины. Ускорение поиска товаров и увеличение продаж;
- информационные и новостные сайты и блоги. Голосовой поиск удобен для быстрого получения актуальных новостей и данных;
- сервисы заказа еды, такси, доставки товаров. Пользователи смогут искать и заказывать товары и услуги голосом «на ходу»;
- сервисы для автомобилистов. Удобно делать запросы во время вождения;
- сайты, ориентированные на мобильную аудиторию. Голосовой поиск особенно удобен на смартфонах.
В целом, голосовая оптимизация может быть полезной для любого сайта, так как она повышает удобство его использования и улучшает пользовательский опыт, способствуя росту конверсии.
Как провести голосовую оптимизацию сайта
Вот основные рекомендации по голосовой оптимизации сайта:
- проанализируйте семантическое ядро и добавьте в него ключевые слова из голосовых запросов, по которым вас могут искать. Учтите, что в голосовом поиске часто используются более простые разговорные выражения;
- оптимизируйте заголовки H1-H2 под голосовые формулировки запросов, размещая ключевые слова в начале предложений;
- структурируйте данные с помощью схем и микроразметки Schema.org, чтобы голосовые помощники могли их правильно обрабатывать;
- оптимизируйте сайт для мобильных устройств. Голосовой поиск чаще используется на смартфонах и планшетах;
- используйте синонимы и контекстные вопросы для расширения охвата;
- создайте FAQ-страницу с часто задаваемыми вопросами и ответами, чтобы помочь голосовым помощникам лучше понять основные запросы пользователей;
- оптимизируйте скорость загрузки и UX сайта для быстрого получения результатов голосовыми помощниками. Сжимайте изображения, удаляйте ненужные плагины, используйте кэширование и другие методы;
- регулярно проверяйте корректность распознавания контента;
- создавайте отдельные голосовые интерфейсы для смарт-колонок и голосовых помощников.
Технические требования для сайтов при голосовой оптимизации
Чтобы быть на высоких позициях в результатах голосового поиска, веб-ресурс должен соответствовать этим требованиям:
- иметь высокую скорость загрузки страниц (до 3 секунд);
- поддерживать протокол передачи данных HTTPS и SSL-шифрование для безопасного соединения;
- иметь чистый и понятный интерфейс;
- корректно отображаться на разных экранах и устройствах, а также в различных браузерах;
- иметь высокий авторитет домена.
Вопросы-ответы
Он быстрее, удобнее (например в дороге), подходит для слабовидящих
К примеру, Web Speech API, Yandex Speech Kit, Microsoft Azure Speech, Tinkoff Voicekit, Dragon Mobile SDK, CMUSphinx и другие.
Из-за антивируса или блокировщика рекламы, сбоев в работе микрофона, а также если голосовые команды заблокированы в настройках браузера или устройства.