Коллаборация (от англ. collaboration – сотрудничество), или коллаб – это процесс совместной работы двух или более людей или организаций для достижения общих целей. Он предполагает объединение усилий, знаний, ресурсов и опыта участников. В маркетинге это взаимовыгодное сотрудничество брендов, компаний или влиятельных лиц для разработки продуктов, выхода на новые рынки, проведения совместных рекламных кампаний или других бизнес-целей.
Пример коллаборации, источник
Зачем нужны коллаборации
Коллаборации в маркетинге позволяют:
- расширять охват аудитории. Объединяя усилия с другими брендами или инфлюенсерами, компании получают доступ к новым целевым аудиториям, которые могут быть заинтересованы в их продуктах или услугах;
- создавать дополнительную ценность для клиентов. Успешные коллаборации предлагают более комплексные решения или опыт взаимодействия с несколькими брендами, что повышает лояльность покупателей;
- повышать узнаваемость бренда и доверие к нему. Совместная работа с известным брендом или влиятельным лицом повысит узнаваемость компании, осведомленность о ней и доверие потребителей, а также создаст положительные ассоциации с ней;
- создавать инновационные товары или услуги. При объединении компетенций и ресурсов бренды могут разрабатывать совместные продукты, которые сложно реализовать в одиночку;
- повышать качество продукции. Объединение ресурсов дает возможность создавать более качественные товары или услуги;
- увеличивать продажи. Коллаборации ведут к увеличению продаж ограниченных серий товаров или услуг и стимулируют спрос на другую продукцию бренда;
- экономить ресурсы. Сотрудничество предоставляет компаниям возможность совместно использовать рекламные бюджеты, каналы продвижения, технологии и другие ресурсы, делая маркетинговые усилия более эффективными и экономичными, что способствует повышению рентабельности инвестиций (ROI);
- создавать инфоповоды. Коллаборации могут создать инфоповоды, которые помогают привлечь внимание к бренду и продукту.
Виды коллабораций
В зависимости от участников коллаборации бывают:
- между брендами. Два или более бренда объединяются для совместного создания продукта, услуги, маркетинговой кампании или мероприятия. Например, Supreme и Louis Vuitton, смартфон Samsung Galaxy и BTS;
- между брендом и знаменитостью, инфлюенсером или блогером. Компания привлекает известную личность или инфлюенсера для продвижения своих продуктов или услуг. К примеру, сотрудничество Dior с Джонни Деппом, Prada с Эммой Уотсон;
- между брендом и художником или дизайнером. Бренд сотрудничает с ними для создания лимитированных коллекций. Например, H&M и Моисси Найранен, Ikea и Вирджил Абло;
- между двумя известными личностями. Сотрудничество знаменитостей, блогеров, экспертов и других личностей. Они могут проводить совместные эфиры и мероприятия, создавать продукты или рекламировать друг друга в социальных сетях или блогах. К примеру, совместные видеоролики блогеров Димы Гордея и Клавы Коки или Хованского и Обломова.
Вопросы-ответы
Совместный продукт, услуга или контент, брендированный спецпроект, спецпредложение, мероприятие, исследование, программа лояльности или рекламная кампания.
Оценить совместимость ценностей, целевых аудиторий, репутацию и авторитетность потенциального партнера.
Поставить четкие цели и разработать стратегию; открыто коммуницировать; распределить роли и ресурсы; быть гибким; анализировать показатели вовлеченности, узнаваемости брендов, продаж совместного продукта или услуги, эффект в соцсетях и других медиа; проводить оптимизацию.