Push-уведомления: что это такое и как их использовать в бизнесе
Бизнес постоянно стремится сократить дистанцию между собой и клиентом, а лучший способ сблизиться — общение. В 2009 году компания Apple запустила технологию, которую вскоре подхватил Google и остальные — возможность отправки уведомлений пользователю через приложения и сайты, или push-уведомления.
В этой статье рассмотрим, что такое пуши, какими бывают и в чем заключается их преимущества для бизнеса.
Где отображаются push-уведомления
Различия push-уведомлений на iOS и Android
Преимущества и недостатки push-уведомлений для бизнеса
Как использовать push-уведомления для бизнеса
Какие сообщения не стоит отправлять через push-уведомления
Что такое push-уведомления
Push-уведомления — это короткие сообщения, которые отправляются на устройство пользователя через специальные сервисы. Пуши позволяют мгновенно уведомлять о новых акциях, событиях, предложениях, обновлениях и др. Благодаря этому пользователи всегда в курсе актуальных новостей, а бизнес получает возможность привлечь внимание к продуктам или услугам и подтолкнуть клиента к действиям: купить, завершить оформление, подписаться, проголосовать, зайти в игру и др.
До пушей компаниям приходилось использовать sms, чтобы оставаться на связи с пользователем. Но это предполагало дополнительные расходы на оплату смс-рассылок, что мог позволить себе не каждый бизнес.
В отличие от смс-рассылок, уведомления push:
- быстрее доставляются;
- вмещают больше информации;
- не требуют ввода номера телефона.
Push-уведомления выигрывают и у email-рассылок. Так, согласно исследованию сервиса автоматизации маркетинга E-goi, пользователи на 50% чаще открывают и читают пуши по сравнению с рекламными письмами на электронной почте.
Как работают push-уведомления
Push-уведомления работают по следующему принципу:
- Пользователь устанавливает приложение на устройство;
- Приложение запрашивает разрешение на отправку уведомлений;
- При согласии пользователя операционная система получает специальный токен — уникальный идентификатор устройства, через который будут доставляться уведомления;
- Этот токен передается на сервер, который будет использовать его для отправки уведомлений при наступлении нужного события, например при поступлении нового сообщения или начале акции.
Где отображаются push-уведомления
Push-уведомления могут приходить как на смартфон, так и на компьютер, сопровождаясь звуком или вибрацией (в зависимости от настроек устройства).
На мобильных устройствах они появляются:
- на экране блокировки;
- в панели уведомлений (notification center);
- в виде баннеров в верхней части экрана.
На компьютерах все зависит от системы:
- на Windows — в правом нижнем углу экрана;
- на macOS — в правом верхнем углу;
- в браузере — если сайт, отправляющий уведомление, открыт;
- в системной панели уведомлений.
Различия push-уведомлений на iOS и Android
Системы iOS и Android по-разному относятся к отправке push-уведомлений:
- iOS требует явного согласия пользователя. Пока человек не разрешит показ уведомлений, приложение не сможет с ним связываться;
- Android действует по умолчанию: уведомления включаются сразу после установки приложения. Пользователь может самостоятельно отключить их позднее.
С одной стороны, Android охватывает больше аудитории сразу. С другой — если уведомления оказываются частыми и бесполезными, пользователи могут отключить их или вовсе удалить приложение. По данным исследований, 27% россиян раздражают слишком частые уведомления, а 8% готовы получать их не чаще раза в месяц.
Преимущества и недостатки push-уведомлений для бизнеса
Бизнес давно облюбовал push-уведомления не только как способ общения с клиентами, но и как средство повышения продаж. Пуши позволяют быстро и эффективно информировать пользователей о новых продуктах и акциях. Кроме того, они бесплатны и снижают затраты на рекламу.
Итак, push-уведомления обеспечивают бизнесу такие преимущества:
- Повышают вовлеченность пользователей. Уведомления позволяют быстро и удобно информировать пользователей о новинках, акциях и специальных предложениях и мотивировать их к действию: купить, добавить в избранное, завершить оформление заказа и др. Согласно Invesp, вовлеченность через пуши увеличивается до 88%;
- Влияют на удержание пользователя в приложении. Речь о метрике Retention, которая показывает, возвращаются ли пользователи в приложение и как часто им пользуются. Так, специалисты сервиса оптимизации конверсий Invesp выяснили: когда у пользователя включена возможность отправки push-уведомлений, ретеншен составляет 43%, а когда пуши отключены – только 9%;
- Повышают лояльность клиентов. Если клиент не отключил возможность отправки пушей с вашего приложения, значит он ценит вашу компанию. Так, согласно статистике сервиса E-goi, 70% пользователей положительно относятся к push-уведомлениям и считают их полезными;
- Усиливают воронку продаж. E-goi утверждает, что 48% клиентов оформляют заказы благодаря уведомлениям push;
- Увеличивают конверсии. Благодаря пушам бизнес увеличивает количество переходов на сайт или в приложение, а вместе с этими показателями растут продажи;
- Позволяют таргетировать. Компании могут настраивать уведомления в зависимости от интересов и предпочтений пользователей, что повышает эффективность рассылок;
- Анализируют поведение пользователей. Пуш-уведомления позволяют собирать данные о действиях пользователей и улучшать качество услуг.
О способах автоматизации маркетинга, в числе которых и push-уведомления, читайте в статье «Как увеличить средний чек с помощью автоматизации маркетинга».
Несмотря на удобство, у push-уведомлений есть свои слабые стороны:
- Работают только с приложением. Если у пользователя не установлено приложение, мобильные push-сообщения ему не дойдут. Поэтому перед их использованием нужно либо создать приложение, либо доработать уже существующее, интегрируя его с платформой отправки уведомлений. Это требует участия разработчиков для iOS и Android;
- Требуют разрешения на iOS. Как упоминалось выше, на iOS потребуется убедить пользователя подписаться. В среднем только 44% пользователей iOS соглашаются получать уведомления. У Android эта цифра — 91%;
- Имеют ограниченный формат. Структура push-уведомлений задается самой операционной системой, и сильно кастомизировать их нельзя. Например, нельзя добавить несколько заголовков или много изображений. Чтобы выделиться, приходится проявлять креатив в тексте, оформлении или использовании эмоджи (если это уместно);
- Не сохраняются. В отличие от SMS, push-уведомления исчезают после нажатия. То есть если пользователь закрыл уведомление — он не сможет потом к нему вернуться. Поэтому для важной информации, такой как номер заказа или логин, push не лучший выбор.
Виды push-уведомлений
Push-уведомления можно классифицировать по двум принципам: по форме и по содержанию.
По форме
По форме push-уведомления бывают мобильными и браузерными.
Мобильные. Пуши на смартфонах отправляются на устройства с помощью мобильных приложений. Они могут содержать информацию о новых сообщениях, событиях в социальных сетях, обновлениях приложений и многом другом. Если пользователь в настройках приложения поставил галочку напротив пункта «Разрешить отправку уведомлений», ему будут приходить пуши от этих приложений.
Обычно на мобильных устройствах push-уведомления отображаются в виде небольшого всплывающего окошка с текстом и значком приложения, но также может быть использована обложка видео, миниатюрная версия изображения и кнопки действия вроде «Посмотреть» или «Перейти в приложение»:
Браузерные. Технология, которая позволяет веб-сайтам и приложениям отправлять уведомления на компьютер без необходимости постоянного подключения к серверу. Это позволяет повысить эффективность и безопасность, ведь уведомления отправляются только тогда, когда у пользователя есть активное подключение к интернету.
Если вы заходите на сайт и вам выскакивает всплывающее окошко с каким-то предложением или вопросом — это и есть браузерное пуш-уведомление:
Чтобы отправлять пуши, веб-сайту нужно получить разрешение от пользователя на отправку уведомлений:
По содержанию
Push-уведомления также делятся на группы в зависимости от содержания и цели сообщений.
Триггерные. Главный принцип таких рассылок: сегментирование получателей. Триггерные уведомления получают не все пользователи, а те, кто попал в цепочку «триггер — стимул — реакция — действие»:
- Триггер. Например, человек добавил что-то в корзину и бросил, добавил товар в «Избранное» и вышел из приложения или начал настройку аккаунта, но не довел до конца.
- Стимул. Раз пользователь потратил время в приложении, значит ему это было нужно — за это и цепляются маркетологи.
- Реакция. Сервис реагирует на триггер и стимул и отправляет push-уведомление, чтобы побудить пользователя довести начатое до результата.
- Действие. В идеале, пуши должны достичь цели, то есть заставить пользователя совершить действие:
Напоминалки. Открытым текстом просят пользователя вернуться в приложение, чтобы продолжить какое-то действие. Часто в таких уведомлениях компании стараются продемонстрировать заботу и помочь советом:
Информационные. Содержат актуальную информацию о продуктах или услугах, например об изменении в графике работы или временных проблемах с доставкой. Также к информационным уведомлениям относятся работающие в фоновом режиме сервисы погоды, дорожных карт и др.:
Транзакционные. Отправляются в ответ на определенное действие пользователя, например на добавление товара в корзину, оформление заказа или регистрацию на сайте. Такими уведомлениями компании сообщают о статусе транзакции, например о подтверждении заказа, оплате товара или об этапах доставки:
Игровые. Короткие уведомления отправляются из игр, в которые вы играете на своем устройстве. Они содержат информацию о новых событиях в игре, достижениях, бонусах и других завлекающих новостях:
Продающие. Уведомления, которые содержат информацию о товарах или услугах и стимулируют пользователей к покупке или подключению. Иногда они могут включать изображения товаров, цены, акции и специальные предложения:
Системные. Сообщения, которые приходят от операционной системы устройств. Например, на iOS это могут быть уведомления о новых версиях прошивки, а на Android — о доступности обновлений для системных приложений. Такие уведомления обычно нельзя отключить, так как они являются частью операционной системы.
Пуши для обратной связи. Иногда приходят push-уведомления с предложением оценить что-либо — короткие сообщения, которые запрашивают у пользователя обратную связь. Например, после использования приложения сервис может отправить уведомление с просьбой оценить качество обслуживания.
Другой способ оставаться на связи с клиентами — email-маркетинг. В статье «Топ-18 сервисов для email-рассылок» рассказали о популярных сервисах рассылок.
Как использовать push-уведомления для бизнеса
Использование push-уведомлений для бизнеса может стать действенным способом, чтобы привлечь новых клиентов и удержать существующих.
Рассказываем, как это сделать.
1. Стартовые уведомления. В начале работы с сайтом или приложением пользователь может оттягивать завершение регистрации: лень заполнять профиль, подтверждать пароль через электронную почту или отвечать на вопросы анкеты. С другой стороны, он может просто не знать, что эти действия необходимо выполнить. Пуш-уведомление как раз поможет исправить положение и «подтолкнет» пользователя к действию.
2. Уведомления о новинках и акциях. Используйте push-уведомления, чтобы информировать клиентов о новых продуктах и услугах, а также о текущих акциях и скидках. Также, если у вас есть договоренности с партнерами или дополнительные продукты и услуги, вы можете уведомлять своих клиентов и об этих выгодах:
3. Уведомления о статусе заказа. Держите клиентов в курсе о том, когда заказ был собран, отправлен и прибыл в пункт назначения. Для клиента это создаст ощущение контроля над ситуацией, а для вас — предотвратит лишние обращения в службу поддержки.
4. Мотивирующие уведомления. Актуальны для обучающих сервисов, приложений с тренировками и виджетов для тайм-менеджмента. Они используются для мотивации пользователей выполнять полезные действия. Например, напоминать о необходимости заниматься спортом, правильно питаться или соблюдать режим дня. Также мотивирующие push-уведомления иногда содержат советы по улучшению качества жизни, рекомендации или ссылки на тематические статьи:
5. Уведомления об индивидуальных предложениях. Например, вы уведомляете клиентов о специальных предложениях и скидках, которые доступны только тем, кто подписан на push-уведомления. Или оповещаете через пуши о начислении бонусных баллов ко дню рождения пользователя.
Для отправки push-уведомлений можно воспользоваться специальными сервисами: Carrot quest, NotiSend, Edna, i-Digital, Gravitec и другими.
Конечно, бизнесу нужно держать руку на пульсе и использовать все релевантные каналы продвижения — так можно охватить больше аудитории, а это принесет больше узнаваемости и продаж. Чтобы держать все под контролем, на click.ru можно вести разные рекламные кампании из одного аккаунта и удобно управлять процессами единого личного кабинета.
Какие сообщения не стоит отправлять через push-уведомления
Хотя push-уведомления — мощный инструмент взаимодействия, есть ситуации, когда они только раздражают или не приносят пользы. Вот что лучше не отправлять:
- рекламу других продуктов или перекрестные предложения (если пользователь ими не интересовался);
- уведомления от приложений, которые пользователь еще ни разу не запускал;
- сообщения без конкретной пользы, такие как «Загляните в приложение» или «Вы давно не заходили»;
- просьбы оценить приложение сразу после установки или без контекста;
- технические уведомления, не требующие участия пользователя;
- сообщения об ошибках, которые приложение может решить автоматически.
Выводы
Главное про push-уведомления:
- Push-уведомления — это короткие сообщения, которые приходят на ваш компьютер или мобильные устройства;
- Согласно исследованиям, push-уведомления лучше показывают себя по сравнению с sms- и email-рассылками;
- Они повышают продажи, лояльность и вовлеченность клиентов, положительно влияют на рейтинг удержания пользователя, позволяют таргетировать адресатов и анализировать опыт взаимодействия с продуктом;
- Бывают триггерные, транзакционные, информационные, системные, продающие push-уведомления, а также пуши из игр, для обратной связи и напоминалки;
- Бизнесу выгодно использовать пуш-уведомления, потому что они информируют об акциях и новостях компании, демонстрируют заботу о пользователе, предотвращают лишние звонки и обращения в службу поддержки и позволяют оставаться в контакте с клиентами;
- Кроме того, push-уведомления помогают направить клиента и подтолкнуть к активным действиям при знакомстве с продуктом и могут использоваться как часть процесса онбординга.