Цена на один и тот же товар иногда может отличаться на сотни рублей. Много кому хочется сэкономить. И вот в Яндекс или Google летит запрос, например: «купить пеленки для щенка». На каком сайте нужный товар будет по выгодной цене, тому и уйдет заказ. Но сначала пользователь просмотрит 5–10 страниц выдачи и, возможно, сделает выбор не в сторону стоимости, а в сторону удобства доставки или расположения пункта самовывоза.
Если SEO-специалист продвигает интернет-магазин для животных и любой другой сайт, знание о спросе поможет ему спрогнозировать трафик и привлечь как можно больше людей. А маркетолог уже конвертирует их в покупателей через юзабилити и выгодные предложения. И одному, и другому для достижения цели важно знать частоту запроса – то, сколько раз пользователи вводили определенные фразы за конкретный промежуток времени.
Как знание частоты запроса помогает на практике
Высокой (ВЧ), ≥100 000 показов/мес.
Средней (СЧ), 100–1000 показов/мес.
Низкой (НЧ), ≤ 100 показов/мес.
По каким запросам лучше всего продвигаться
Что влияет на частотность запросов
Какими сервисами пользоваться для определения частоты запросов
Значение частотности в SEO-продвижении
Значение частотности для контекстной рекламы
Как знание частоты запроса помогает на практике
SEO-специалист использует статистику по частности для выстраивания стратегии продвижения сайта. Это помогает:
- узнать потребности пользователей;
- определить, по каким запросам продвигать сайт (ищут ли люди это предложение, будет ли оно востребовано);
- решить, под какие услуги делать страницы на сайте (будет ли на них спрос и, соответственно, посещаемость);
- составить актуальное семантическое ядро и исключить нецелевые запросы на старте работ;
- спланировать прирост посещаемости.
Какой бывает частота запросов
Частота запросов делится на виды в зависимости от количества показов в месяц.
Высокая частота запросов (ВЧ)
Высокая частота запросов – от 1000 показов в месяц. Как правило, это запросы из одного или нескольких слов. Они очень широкие: по запросу «домашние растения» непонятно, что хочет пользователь: найти фото, узнать особенности ухода, купить цветок и др. Такие запросы могут вводить люди, которые только начали изучать интересующий предмет. Если сайт из выдачи не попадет в потребности посетителя, его релевантность будет низкой. В обратной ситуации, напротив, странице будут обеспечены верхние строчки в поиске и прирост трафика. Но на продвижение только лишь по ВЧ-запросам может понадобиться большое количество денег и времени. Обычно они нужны для создания имиджа компании и ее товаров/услуг и не подходят для сайтов моложе года.
Средняя частота запросов (СЧ)
Средняя частота запросов – 100–1000 показов в месяц. Эти запросы состоят из нескольких слов, сужающих их значение. Например, «домашние растения для детской» или «неприхотливые домашние растения». Среднечастотные запросы используются для продвижения сайтов независимо от их возраста, а также хорошо подходят интернет-магазинам, поскольку пользователи знают, за каким конкретно товаром они пришли и что именно нужно ввести в поиске.
Низкая частота запросов (НЧ)
Низкая частота запросов – менее 100 показов в месяц. Это узкие запросы, в которых заключается сформированная потребность посетителя. Как правило, они состоят из трех и более слов – высокочастотного и нескольких ему сопутствующих и добавляющих конкретики (модель, размер, тип и пр.). Низкочастотные запросы показывают наибольшую конверсию, так как их вводят люди, точно знающие, что им нужно. Конкуренция в продвижении по НЧ-запросам низкая, это выгодно и подходит для сайтов на любом этапе развития.
По каким запросам лучше всего продвигаться
Может показаться, что чем выше частотность ключей, тем больше потенциал у продвижения. Но ВЧ-запросы имеют высокую конкуренцию, поэтому продвигать новые сайты по ним трудно. В топе выдачи уже находятся мастодонты, потеснить которых будет сложно.
Для SEO-оптимизации важно уделить внимание запросам СЧ и НЧ:
- они более ценные для коммерческих сайтов, так как такой запрос вводит потенциальный покупатель;
- более узкий запрос позволяет разместить на сайте релевантный контент. Пользователь задержится на странице, и это улучшит ранжирование.
Стратегия продвижения также будет зависеть от целей:
- если необходимо развитие в сфере в целом, то подойдут высокочастотные запросы;
- если нужны визиты ради конкретной услуги или товара, лучше использовать среднечастотные запросы;
- если цель – высокая конверсия и рост продаж, подойдет продвижение по низкочастотным запросам.
Также на позиции в выдаче влияет проработка сайта:
- если ранее страницы не оптимизировались, работа начинается с НЧ-запросов, а далее подключаются СЧ и ВЧ;
- если сайт уже оптимизирован под средне- и низкочастотные запросы, можно переходить к высокочастотным.
Что влияет на частотность запросов
Сезон
Всплеск активности в бизнесе часто зависит от времени года. Например, шиномонтажные мастерские и магазины верхней одежды ждут наплыв покупателей в межсезонье. На поговорку «Готовь сани летом» лучше не полагаться: на примере в скрине коньки люди ищут с ноября по март. SEO-специалисту важно учитывать эту специфику в работе и предупредить владельца сайта о том, что трафик будет сезонным.
Социальные события
Событийность может влиять на частоту запросов. Олимпиада, мировые чемпионаты, нашумевшие события или крупные праздники – SEO-специалисту нужно учитывать это в работе. Повышение частоты запросов можно спрогнозировать и заработать на событии, вовремя оптимизировав нужные страницы. Например, символом года начинают интересоваться к ноябрю-декабрю – если в продаже есть товары с кроликами и котами, самое время вывести их в топ.
География
Поисковики учитывают локацию пользователя и предлагают в выдаче организации из его региона. Поэтому в оценке частотности запросов важно обращать внимание на города.
Какими сервисами пользоваться для определения частоты запросов
По поисковой системе
- ya.ru – wordstat.yandex.ru. Собирает статистику по всем введенным в Яндексе запросам. Здесь можно подобрать ключи с учетом частотности, посмотреть их словоформы и похожие запросы, выбрать устройство, с которого заходят пользователи, и регион. Сервис хранит историю по запросам и отражает динамику за 2 года.
- google.com – ads.google.com. Анализирует указанные слова и синонимы. Дает возможность выбора сайтов с ограничением по возрасту (18+) и географии (по региону, стране или в мире), а также по языку.
Дополнительные сервисы
Поскольку использование Яндекс Wordstat или Google ADS подразумевает ручной ввод, сбор семантического ядра может затянуться. Оптимизировать процесс можно с помощью специальных сервисов, которые работают на основе статистики поисковиков.
- Парсер от click.ru. Инструмент помогает автоматизировать работу с сервисом Яндекс Wordstat. За несколько минут можно собрать частотность тысяч и даже десятков тысяч ключевых слов в нужных регионах. Бесплатно для изучения работы можно спарсить 50 запросов. Также сервис предлагает другие автоматизированные инструменты: для сбора и фильтрации семантического ядра, оптимизации и анализа рекламных кампаний, работы с объявлениями и т. д. При этом все кампании можно вести в одном окне.
- Key Collector. Дает инструменты для подбора релевантных вхождений и составления древовидной структуры ядра. Есть средства для ручной, полуавтоматической и автоматической группировки. Выгруженные данные можно дополнять, редактировать и расшаривать. Инструмент платный.
- Словоёб. Бесплатная версия Key Collector. Помогает подобрать подходящие ключи, оценить их по конкуренции и другим параметрам, оптимизировать расходы на продвижение.
- Be1.ru. Бесплатная версия позволяет определить частотность для 100 запросов в широкой, точной и уточненной версии в выбранном регионе и показывает их эффективность.
- WordKeeper. Сервис собирает ядро за считанные минуты, помогает убрать из него мусор, дает инструменты для анализа и сравнения выдачи топ-10 по фразам и регионам. Есть возможность выгрузки в Excel и Key Collector. Тариф определяется лимитом запросов.
- Букварикс. Позволяет подобрать ключи и синонимы, узнать, по каким запросам выходят в топ поисковиков конкуренты, и собрать по ним список общих ключей. Есть бесплатный и платный вариант.
Посмотрите, по каким словам показывали рекламу и объявления ваши конкуренты.
Виды частоты запросов по ограничениям операторов
На частотность оказывает влияние точность введения запросов в поиске. От этого зависит принцип построения семантического ядра.
Базовая. Запрос вводится в строку поиска без каких-либо ограничений. Результат в этом случае самый неточный, поскольку в нем будут содержаться данные по всем запросам, включающим указанные слова. То есть пример со скриншота по запросу «ламинат» показывает только данные охвата по теме и не дает возможности оценить, сколько людей вводят запрос именно по одиночному слову.
Уточненная. Оператор – кавычки. Так можно увидеть, как часто использовалась фраза с учетом изменения по падежам, дополнения предлогами или перестановки слов.
Точная. Оператор – восклицательный знак. Порядок слов учитываться не будет, а словоформа зафиксируется.
Самая точная. Оператор – восклицательный знак в квадратных скобках. Фиксируются и словоформа, и порядок слов, и их количество – то есть такой оператор позволяет узнать, как именно пользователи вводят запрос в поисковик. Это поможет сформировать наиболее точные title и description.
Минус слово – плюс точность
Чтобы отфильтровать нецелевые запросы, можно исключить нерелевантные для вашей услуги/товара слова. Это позволит оценить чистый спрос. Например, вы продаете напольные покрытия и планируете запустить рекламную кампанию для ламината. Его ищут около 200 000 раз в месяц.
При этом запросы с этой фразой иногда содержат слово «Леруа». Если вы не хотите ориентироваться на целевую аудиторию этого магазина, такой запрос станет неактуальным. Его легко исключить из статистики с помощью минус-слов – их можно добавить к запросу несколько. Это позволит получить точные данные по релевантным запросам и сделать более качественную оценку спроса.
Минус-словами могут стать:
- информационные маркеры: как, какой, почему, зачем;
- вторичные маркеры: б/у, подержанные, секонд;
- халявные маркеры: бесплатно, в дар;
- DIY-слова: своими руками, самому, сделать.
- нерелевантные характеристики. Например, если сайт продает одежду для подростков, из статистики нужно исключить слова «для младенцев», «для новорожденных», «дошкольникам».
О том, как работать с минус-словами в контекстной рекламе, читайте в нашем подробном гайде.
Значение частотности в SEO-продвижении
Может показаться, что высокочастотные запросы приведут на сайт больше посетителей, которые могут конвертироваться в потенциальных покупателей. Однако не стоит делать на них все ставки по этим трем причинам:
- часто ВЧ-запросы являются высококонкурентными, то есть по ним в выдаче присутствует очень много сайтов. Выходить в топ-10 придется дорого и долго, особенно если сайт работает меньше года;
- чем выше частота запроса, тем ниже его специфика. Это влияет на качество аудитории, а от него зависят поведенческие факторы. Если посетители будут быстро уходить со страницы, поисковик сочтет качество сайта недостаточным и снизит его позиции в выдаче;
- около 70% целевого трафика приходит с НЧ-запросов, так как по ним на сайт приходят теплые клиенты, т. е. с уже сформированной потребностью. Зачастую низкочастотные запросы имеют низкую конкуренцию, за счет чего по ним быстрее и дешевле попасть в топ выдачи.
Совет: не игнорируйте запросы с нулевой частотностью, особенно если ваша рекламная кампания нацелена на новую тему. В статистике могут быть погрешности, из-за которых нулевой спрос не всегда оказывается таким в реальности. Чем более точными по смыслу и разнообразными будут подобранные ключевые вхождения, тем проще обеспечить релевантный трафик – в этом заключается принцип продвижения по шлейфу.
Значение частотности для контекстной рекламы
Чем выше частота запроса, тем дороже объявление по нему. При этом трафик может быть некачественным – причины те же, что и в SEO-продвижении. Получается, что дорогая контекстная реклама не сможет обеспечить высокий уровень продаж.
Напротив, если в рекламную кампанию заложить низкочастотные запросы, из-за низкой стоимости ее бюджет останется в приемлемых рамках, а трафик будет специфичным, что положительно повлияет на продажи. В отличие от SEO, оптимизация запросов в объявлениях контекстной рекламы может повысить их эффективность всего за несколько дней.
Вывод
Работа с семантическим ядром – одна из основ успешного продвижения сайта или объявлений контекстной рекламы. При этом ориентация на частотность – только один из инструментов. С помощью нормализатора click.ru можно удалить дубли, инструменты сбора поисковых подсказок и фраз-ассоциаций помогут расширить ядро, а кластеризатор запросов – разделить его на кластеры.
К тому же, работая с click.ru, вы можете принять участие в партнерской программе и вернуть до 15% от расходов в таргетированной и контекстной рекламе.