Один из ключевых инструментов достижения успеха в бизнесе – личный бренд. Узнаваемое имя, которое ассоциируется с вашими ценностями, навыками, опытом и репутацией, позволяет выделиться среди конкурентов, привлечь внимание клиентов и партнеров, а также повысить стоимость на рынке труда.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое личный бренд, а также зачем и как его создавать.
Примеры сильных личных брендов
Что такое личный бренд
Личный бренд, по-другому еще называют «личный маркетинг», – это уникальный набор ассоциаций, которые возникают у окружающих при упоминании вашего имени. Это то, как вы выглядите в глазах других людей и что они о вас думают.
Не стоит путать личный бренд и имидж. Несмотря на то что имидж – это тоже образ, который вы создаете в обществе, он лишь является составляющим личного бренда, наряду с вашими навыками, профессиональными достижениями, идеями и высказываниями.
У личного бренда есть две главные характеристики – охват и репутация.
- Охват – сколько человек о вас знает. Здесь не обязательно гнаться за большими цифрами и стремиться к стопроцентной узнаваемости. Достаточно, чтобы ваше имя было известно в профессиональной среде.
- Репутация – имеется в виду оценка вашей честности, надежности, профессионализма и других качеств со стороны окружающих. Хорошая репутация помогает, а плохая – затрудняет продвижение личного бренда.
Личный бренд нужен блогерам, фрилансерам, предпринимателям, экспертам, бизнесменам, спортсменам и медийным личностям. Если вы хороши в чем-то и хотите, чтобы об этом узнало как можно больше людей, прокачивайте личный маркетинг – это поможет сформировать имидж и охватить большую целевую аудиторию.
Примеры сильных личных брендов
Начнем с личных брендов, известных во всем мире.
- Илон Маск – это имя ассоциируется с автомобилями Tesla, компанией SpaceX, системой платежей PayPal, соцсетью Twitter – а с недавних пор X. Его знают не только как предпринимателя, но и как инженера и изобретателя, хотя не каждый сможет назвать изобретения, которые он создал с нуля, а не проспонсировал. Тем не менее, имя Маска уже закрепилось в истории автомобилестроения, покорения космоса и высоких технологий и ассоциируется с инновациями, изобретательностью и большими деньгами.
- Ким Кардашьян – из звезды второсортного реалити-шоу ей удалось вырасти в сильный личный бренд, успешную бизнесвумен, трендсеттера и законодательницу мнений. Ее имя на слуху у каждого, кто хоть раз заходил в интернет.
- Квентин Тарантино – режиссер «Криминального чтива» и «Однажды в Голливуде» занимается преимущественно кино, но даже у неискушенного зрителя есть четкое представление о его фильмах. Благодаря его влиянию в кинокругах появилось слово «тарантиновщина», которое вызывает в голове конкретные образы и за пределами кинематографа.
Из российских сильных личных брендов можно выделить Ксению Собчак, Олега Тинькова, Иду Галич, Константина Ивлева, Леонида Парфенова, Ирину Винер, Артемия Лебедева, Ивана Урганта. Эти имена знакомы большинству россиян и в представлении не нуждаются.
Зачем нужен личный бренд
Главная цель создания личного бренда – повышение узнаваемости и привлекательности человека в глазах потенциальных работодателей, клиентов, партнеров и других целевых аудиторий.
Например, телепередачи шеф-повара Константина Ивлева и его ролики на ютубе смотрят миллионы зрителей не потому, что он готовит лучше всех в мире, а благодаря сильному личному бренду – за Ивлевым любопытно наблюдать, у него хочется учиться, его интересно слушать.
Прокачивать личный бренд нужно по нескольким причинам. Потому что он:
- привлекает клиентов – люди охотнее прислушиваются к тем, о ком что-то знают;
- упрощает поиск клиентам – им легче найти ваши контакты, а вам можно реже себя рекламировать;
- помогает монетизировать аудиторию – проще создавать и продвигать авторские продукты;
- ускоряет заключение сделки – когда ваши сильные стороны подсвечены, а экспертность подкреплена известными примерами, заказчику не нужно тратить время на проверку ваших навыков;
- помогает налаживать связи – с вами хотят работать лучшие представители индустрии: инфлюенсеры, пиарщики, медийные лица;
- проще привлекать инвесторов и рекламодателей – компании сами ищут людей с сильным личным брендом, которые могли бы представлять их продукты.
Как построить личный бренд
Рассказываем поэтапно, как создать и развивать.
Этап 1. Целеполагание
Чтобы понять, зачем вам личный бренд, ответьте на вопросы:
- В чем я эксперт?
- С кем или с чем я ассоциируюсь у людей?
- Какой образ я хочу сформировать в сознании людей?
Честно и подробно ответив на эти вопросы, вы доберетесь до главного: чего я хочу добиться с помощью личного бренда? Ответ на этот вопрос и будет основной целью вашего личного бренда. Отвечать нужно конкретно, а не общими фразами – взгляните на примеры.
Вопрос: чего я хочу добиться с помощью личного бренда?
Общие ответы: хочу разбогатеть / стать известным / попасть в телик.
Конкретные ответы: хочу иметь на 15% больше рекламных контрактов / продать 100 продуктов к концу года / запустить онлайн-курс.
Когда у вас есть четкая цель, вы можете подчинить ей каждый следующий этап, не совершать ненужных действий и сконцентрироваться на самых эффективных.
Этап 2. Позиционирование
Определитесь, в какой роли будете выступать. Вариантов может быть много, но есть три основных: эксперт, блогер или предприниматель.
Эксперт. Вы подкованы в какой-то сфере, вам нравится этим заниматься и вы готовы делиться знаниями? Тогда можете позиционировать себя как эксперт. Психолог, трейдер, smm-специалист, писатель, озеленитель, школьный учитель – создать личный бренд можно в любой профессии и нише.
Блогер. Когда у вас есть идея, миссия или собственная эстетика, можно успешно развивать свой бренд в личном блоге. Это не исключает экспертность в какой-либо сфере, но все же главный акцент делается не на экспертизе, а на личных качествах и имидже.
Предприниматель. Нередки случаи, когда люди отдают предпочтение бренду или продукту благодаря личностям, которые их создали или представляют. Когда Баста открывает новый ресторан, ему гарантирован приток лояльных клиентов – тех, кто доверяет его деловому чутью и кулинарным предпочтениям. Когда во главе компании стоит человек с сильным личным брендом, привлечь внимание к бизнесу и повысить продажи намного проще.
Этап 3. Упаковка
В маркетинге упаковка – это создание привлекательного и запоминающегося образа товара или услуги. Чтобы упаковать личный бренд, нужно проработать внешний вид, манеру общения, навыки самопрезентации и найти фишку.
У Мэрилин Монро фишкой была ее белокурая укладка, у Стива Джобса – черная водолазка. Юлию Высоцкую зритель узнает по торопливой манере комментировать процесс готовки, а ведущую шоу «Слабое звено» и «На выход!» Марию Киселеву – по деловым костюмам и язвительном тону.
Упаковка личного бренда помогает запомниться аудитории и стать более узнаваемым. К тому же, впоследствии свою фишку можно монетизировать, например, выпустив мерч.
Этап 4. Площадка
Личный бренд может продвигаться сразу на нескольких площадках, но лучше выбирать те, что подходят под ваши цели.
- Если вы делаете ставку на визуальный контент, можно выбрать Instagram* или Pinterest.
- Для видеоконтента подойдет TikTok, YouTube или RuTube.
- Подкасты можно размещать на Google Podcasts, Apple Podcasts, Яндекс Музыке, ВКонтакте и Mave.
- Если предпочитаете доносить информацию текстом, заведите Telegram-канал или блог в Tenchat, Boosty или на Vc.ru.
- Совмещать разные форматы можно во ВКонтакте.
Контент можно полностью или частично дублировать на разных площадках и делиться ссылками на публикации в своих блогах. Главное, постить регулярно и не пропадать из блогов надолго.
Этап 5. Контент
Когда знаете где и зачем, осталось понять, что постить. На первых порах предстоит большая работа: как минимум нужно определиться с форматами контента и составить контент-план.
Начнем с форматов – их всего четыре:
- Изображения – фотографии в ленте и сторис;
- Видео – Reels, Shorts, тиктоки, ролики на YouTube;
- Текст – посты в ленте, сторителлинг в историях, сценарии подкастов;
- Аудио – подкасты, аудиоуроки, голосовые для Telegram-канала.
Теперь о контент-плане. Ниже несколько советов о том, как составить и вести.
1. Контент-план можно вести даже в блокноте, но удобнее это делать в цифровом формате: в заметках, Excel, гугл-таблицах, Notion и др.
2. Для каждой соцсети – отдельный контент-план.
3. Для сторис тоже удобнее вести отдельный контент-план.
Рассказываем, как делать вовлекающие сторис, в статье «Сторителлинг в соцсетях: форматы, правила, ошибки».
4. Изучите целевую аудиторию и определите темы, которые ей интересны.
5. Составляйте контент-план минимум на неделю, а лучше на месяц вперед.
6. Заведите рубрики для каждой соцсети.
7. Чередуйте виды контента: продающий, развлекательный, информационный, экспертный.
8. Старайтесь постить регулярно, чтобы поддерживать интерес аудитории.
9. Анализируйте статистику, чтобы понимать, какие темы и форматы лучше заходят вашей ЦА.
10. Оптимизируйте контент из одной сети для другой: пост в Telegram можно превратить в сторис для Instagram* и ВКонтакте, видео на YouTube – в подкаст и т. д.
Этап 6. Продвижение
Само по себе ведение соцсетей не равно продвижению. Для того чтобы продвигаться, надо действовать целенаправленно и активно. Делимся вариантами продвижения личного бренда.
- Короткие видео – Reels, Shorts и VK Клипы помогают увеличивать охваты, а благодаря умным алгоритмам ролики транслируются только на ту публику, которой вы можете быть интересны.
- Вирусные посты – запланируйте в контент-плане темы для постов, которыми подписчики захотят делиться. Каждый репост – это выход на потенциально новую аудиторию.
- Реклама – используйте все возможности маркетинга и запускайте таргетинговую и контекстную рекламу, чтобы о вас узнало больше пользователей. Например, через сервис click.ru можно из одного личного кабинета управлять контекстной рекламой в Яндексе и запускать таргетированную рекламу во ВКонтакте, myTarget, Telegram Ads.
С сентября 2022 года рекламу необходимо маркировать. В статье «Как блогерам маркировать рекламу» разбираемся, как это делать правильно, не нарушая закон.
- Упоминания в блогах или СМИ – станьте экспертом в чьей-то публикации, выложите пост на VC.ru или на Habr и др.
- Участие в конференциях – это могут быть онлайн- и офлайн-мероприятия по вашему направлению, где вы можете выступить как участник или присутствовать как зритель. В любом случае это хорошая возможность наладить деловые связи и использовать инфоповод для контента.
- Нетворкинг – можно покупать рекламу у известных блогеров, стать гостем подкаста, создавать общие проекты.
Коротко о главном
Личный бренд – это то, как вас воспринимают другие люди, что они о вас думают и чего ожидают. Проще говоря, это ваш образ в глазах других людей.
Личный бренд нужен, чтобы привлечь внимание работодателей, клиентов, партнеров и других целевых аудиторий.
Создать личный бренд – значит понять свои сильные стороны, сформировать имидж и продвигать себя как эксперта в выбранной области.
Чтобы построить личный бренд, нужно определить, зачем он вам нужен, правильно себя спозиционировать и «упаковать», выбрать площадки для продвижения и регулярно постить контент.
Более качественно продвигать личный бренд можно с помощью грамотного маркетинга: рекламы, вирусных постов, коротких видео. Также большую роль играет участие в профильных мероприятиях и нетворкинг с коллегами и партнерами.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.