Контент-план необходим для организации эффективной работы в соцсетях, особенно если ваша цель — продвижение бизнеса, клиентских проектов или личного бренда. Без структурированного подхода к созданию контента любая SMM-стратегия может превратиться в хаотичный и малопродуктивный процесс.
В статье подробно рассказываем, каким должен быть качественный контент-план для соцсетей: как его сделать быстро и без лишних усилий и чем заполнить, если уже не знаете, что постить.
Оглавление
- Что такое контент-план для соцсетей
- Кому и зачем нужен контент-план
- Как составить контент-план: пошаговая инструкция
- Шаг 1. Выбрать платформу
- Шаг 2. Определить структуру контент-плана
- Шаг 3. Отобрать форматы и идеи
- Шаг 4. Использовать инфоповоды
- Шаг 5. Запланировать публикации
- Где брать идеи для контент-плана, если ничего не приходит на ум
- Переработать материалы
- Иметь заготовки
- Провести сессию «Вопрос-ответ»
- Воспользоваться нейросетью
- Публиковать пользовательский контент
- Напоследок: советы для эффективного контент-плана
Что такое контент-план для соцсетей
Контент-план для соцсетей — пошаговая инструкция по созданию и публикации постов. В нем указывается, кто отвечает за создание контента, а также в какое время и на каких площадках он будет размещен. Кроме того, в контент-плане часто отмечается цель публикации — какую задачу выполняет каждый пост и какую пользу несет вам и аудитории.
Можно составлять общий контент-план, а также для каждой соцсети по отдельности. Иногда команды даже разделяют планы для основной ленты и сторис. Но, учитывая тенденцию кросспостинга и адаптации контента для разных платформ, создание единого документа имеет свои преимущества.
По наполнению контент-планы могут быть двух типов:
- краткий план на ближайшие даты. Этот вариант подходит, если команда может быстро готовить материалы к публикации. Он служит для сверки в процессе работы, помогает не упускать важные моменты и составляется на короткий период — до 14 дней;
- развернутый и долгосрочный. Необходим, если над публикациями работает большая команда: автор, дизайнер, эксперт и др. Такие планы лучше составлять минимум на месяц с указанием точных дат, рубрик, ответственных и др.
Как автоматизировать размещение постов и сэкономить время, рассказали в статье «9 популярных сервисов для кросспостинга в социальных сетях».
Кому и зачем нужен контент-план
Помимо того что контент-план помогает упорядочить выпуск контента и предотвратить хаос в SMM-отделе, он выполняет и другие важные функции.
- Повышает качество контента. Позволяет планировать посты заранее, что дает время на создание качественных текстов, иллюстраций и видео.
- Контролирует бюджет. Опираясь на план, можно заранее рассчитать расходы на создание контента и заложить их в бюджет.
- Создает структуру. Обеспечивает регулярные и интересные публикации, которые отвечают целям бизнеса и привлекают новых подписчиков.
- Упрощает работу с подрядчиками. Держит команду в курсе текущих задач и не дает пропустить важные события или релизы.
- Позволяет проверять гипотезы. Если добавить в план соответствующую колонку, можно вносить в нее данные по охватам и реакциям на новые типы контента, экспериментировать с форматами и анализировать эффективность.
- Экономит время. Снижает необходимость постоянно придумывать новые темы и сверяться со старыми публикациями.
- Помогает оценивать результаты. С ним проще ставить цели и отслеживать эффективность различных форматов и тематик для достижения ключевых показателей.
Контент-планом пользуются не только профильные специалисты (маркетологи, SMM-менеджеры, контент-менеджеры и копирайтеры), но и целые команды: компании, бренды, блогеры и инфлюенсеры.
Как составить контент-план: пошаговая инструкция
Шаг за шагом рассказываем, как составить контент-план для соцсетей.
Шаг 1. Выбрать платформу
Для начала надо определить, где вести контент-план, и составить шаблон. Если у вас большая команда или вы работаете удаленно, то необходим инструмент, позволяющий обеспечить общий доступ к документу.
Например, это могут быть:
- Google Таблицы — в них легко редактировать и структурировать данные, вставлять изображения и графики, а также совместно работать с любых устройств и даже в офлайне. Выглядит это примерно так:
- WEEEK — платформа предлагает готовые шаблоны для контент-планов в виде таблиц, календаря или канбан-досок, а также позволяет ставить задачи, общаться с коллегами и создавать контент, не выходя из системы;
- SMMplanner — можно работать совместно, создавать расписание, планировать контент и постить в разных соцсетях из одной платформы. Приятный бонус для пользователей click.ru: к SMMplanner можно пользоваться бесплатно через наш маркетплейс сервисов.
Шаг 2. Определить структуру контент-плана
При создании эффективного контент-плана для соцсетей важно структурировать информацию таким образом, чтобы было удобно ориентироваться и управлять публикациями.
Вот основные разделы и колонки, которые можно включить в контент-план:
- дата и время публикации — чтобы точно запланировать размещение;
- тип контента — текст, видео, инфографика, опрос, сторис и др.;
- тема поста — кратко о чем пост;
- описание — более подробное описание содержания поста, ключевые сообщения и аргументы;
- ссылки — на дополнительные материалы или изображения, которые будут использоваться в посте;
- ответственный — имя или команда, ответственная за создание и публикацию контента;
- площадки — в каких соцсетях будет опубликован данный контент;
- рубрики — например, новости компании, обзоры товаров, обучающие материалы. Для каждой рубрики нужно выделить свои дни или определить частотность в неделю / месяц;
- статус — запланирован, в работе, опубликован, отредактирован и др.;
- примечания — дополнительные заметки или комментарии к посту.
Можно добавить и другие колонки: сам текст, дни недели, дедлайны, цели поста, отчет по реакциям и др.
Шаг 3. Отобрать форматы и идеи
Есть три основных типа контента: продающий, развлекательный и информационный. В чистом виде они встречаются не так часто. В основном каждый пост — это микс из трех типов с доминированием одного. Но внутри каждого можно использовать различные форматы, подстраивая их под нужный тип.
Определив свой перечень подходящих форматов, набросайте к ним идеи — о чем можно написать, чтобы принести пользу компании и аудитории.
Приведем примеры:
Формат/Тип | Продающий | Информационный | Развлекательный |
---|---|---|---|
Пост | Рассказать об акциях и скидках. | Рассказать о преимуществах контента. | Реальные истории покупателей о том, как ваш продукт им помог. |
Сторис | Серия сторис с презентацией продукта, подводящая к промокоду на скидку. | Показать продукт со всех сторон и объяснить, как и его использовать. | Игра «Правда или миф» о продукте / компании. |
Инфографика | «5 чисел, характеризующих ваш продукт»: количество заказов в день/месяц, процент положительных отзывов и др., а последним пунктом — размер скидки или финальная цена. | Показать, как оформить заказ через соцсети и через сайт. | Адаптировать популярные мемы, внедряя в них продукт. |
Видео | Видеообзор на товар. | Показать маршрут к офису компании от метро. | Мини-интервью с сотрудниками, которые участвуют в создании продукта. |
Для каждого формата и типа контента нужно прикинуть примерное количество постов в месяц — так, чтобы не вышло существенного перекоса в одну сторону. Есть общая рекомендация: публиковать 50% информационного контента, 30% продающего и 20% развлекательного. В первое время можно придерживаться этого правила, а позже выработать собственную формулу с учетом отклика пользователей.
Шаг 4. Использовать инфоповоды
Инфоповодами могут быть государственные или неофициальные праздники, актуальные мировые новости, события внутри компании, запланированные распродажи и др. Все это вызывает интерес у читателей и может увеличить охваты и просмотры постов.
Некоторые публикации, связанные с информационными поводами, можно запланировать в соответствии с календарем праздников или событиями внутри компании, например для акций, специальных распродаж или запусков новых продуктов.
Так, недавно институт цвета Pantone объявил цвет 2025 года — это их традиционный ход для декабря, и многие бренды были к тому готовы, оперативно опубликовав не только новости об этом, но и посты, связанные с тематикой своих групп:
Другие инфоповоды могут возникать неожиданно по независящим от вас причинам — в таких случаях их необходимо оперативно включать в график. Важно быть готовым быстро реагировать и публиковать незапланированные посты.
Шаг 5. Запланировать публикации
После того как все необходимые вводные данные собраны, нужно распределить и запланировать публикаций. Этот этап включает в себя несколько важных пунктов.
- Календарное планирование. Создайте календарный план публикаций и определите дни и время для публикации различных типов контента и рубрик.
- Согласование с руководством. В крупных компаниях контент-план обычно согласовывают несколько человек, а в небольших решение часто принимает непосредственно специалист, который разрабатывал план.
- Распределение задач. Определите ответственных за написание постов, подбор фактуры, дизайн иллюстраций, съемку видео, публикацию и продвижение публикаций.
Где брать идеи для контент-плана, если ничего не приходит на ум
Составить контент-план на месяц, состоящий как минимум из 30 постов, не так просто. Если учесть, что для некоторых соцсетей одного поста в день катастрофически мало, общее количество может увеличиться вдвое или втрое. Откуда взять идеи для контент-плана, когда кажется, что это уже невозможно? Раскрываем несколько секретов.
Переработать материалы
Новый пост может сложиться из старых двух, а точнее, на их основе. Так, если вы провели бесплатный вебинар, то из него можно:
- нарезать клипы;
- собрать скриншоты, добавить подписи и оформить в карусель;
- сделать формат «Вопрос-ответ» для сторис или ленты;
- написать пост, серию постов или статью;
- сделать подкаст;
- нарезать «кружочки».
Также можно создать пост из нескольких небольших материалов. Например, если недавно вы проводили интерактив в сторис, то можно собрать результаты, оформить их в тексте и выложить как отдельную единицу контента.
Иметь заготовки
Это контент, который не нужно создавать с нуля: фотографии, скрипты техподдержки, FAQ, отзывы пользователей и др.
Например, используя готовые ответы на часто задаваемые вопросы, можно написать несколько постов:
- как зарегистрироваться или создать профиль;
- как работает программа лояльности;
- какие товары не подлежат возврату и почему;
- что делать, если заказ оплачен, но вы хотите его отменить.
Провести сессию «Вопрос-ответ»
Рубрика «Вопрос-ответ» придет на помощь, когда силы и идеи иссякли. Регулярный сбор вопросов от подписчиков поможет не только удовлетворить их любопытство, но и укрепить доверие к бренду.
Периодически проверяйте комментарии под постами, сообщения в личных сообщениях и обсуждения на форумах, чтобы выписать наиболее частые вопросы. Также можно опубликовать сторис с наклейкой «Задайте нам вопрос», чтобы пользователи знали, куда направлять свои запросы.
Воспользоваться нейросетью
Когда кажется, что идей для контент-плана совсем нет, можно обратиться за помощью к современным технологиям — нейросетям. Они способны генерировать множество идей и помочь в создании контента.
Тот же ChatGPT может предложить актуальные темы для постов, основываясь на текущих трендах и интересах аудитории. Кроме того, в нем можно создавать самостоятельные тексты: описания продуктов, советы или инструкции. Например, вы можете задать ключевые слова или основную идею, и нейросеть сгенерирует текст.
Также можно использовать нейросети для создания изображений. Например, попросить изобразить ваш продукт в мире будущего — и поделиться этим с подписчиками в своих соцсетях. Так, мы воспользовались инструментом click.ru AI Banner и дали задание изобразить офис рекламного агентства в СССР — получилось очень даже атмосферно:
Публиковать пользовательский контент
Самый простой способ заделать дыру в контент-плане — поделиться UGC-контентом, например реальными отзывами клиентов о ваших товарах или услугах. Попросите дизайнера стильно оформить прямую речь подписчиков, и пусть все знают, что ваши продукты нравятся другим.
К пользовательскому контенту также можно отнести конкурсы, в которых участники должны использовать ваш продукт и делиться результатами в соцсетях с определенным хештегом, а вы будете это репостить. Опросы, голосования, викторины и призывы обмениваться мемами в комментариях или в сторис с отметкой вашего аккаунта — все это тоже UGC-контент, который требует минимум вашего участия.
Напоследок: советы для эффективного контент-плана
- Не пытайтесь вместить все в один контент-план. Если вы ведете несколько соцсетей, не обязательно иметь отдельный план для каждой, но их можно скомпоновать по схожести аудитории или форматов. Так, для ВКонтакте и Instagram* можно завести общий файл, а вот специфика Telegram может потребовать отдельного плана.
- Составляйте контент-план на срок от двух недель. Это положительно повлияет на качество публикаций, сэкономит время в перспективе и сделает SMM-стратегию более продуманной и организованной.
- Не копируйте собственные посты на разных площадках один в один. Каждая соцсеть имеет свои алгоритмы ранжирования контента, и уникальные посты лучше индексируются и показываются большему числу пользователей.
- Оптимизируйте контент под разные соцсети. Адаптируя контент под каждую платформу, вы сможете добиться большего вовлечения.
- Введите отдельный контент-план для сторис. Их можно публиковать несколько раз в день, так как они исчезают быстро и требуют регулярного обновления. Поэтому удобнее вести для них отдельный контент-план на основе плана для основной ленты.
- Заведите рубрики. Это не только поможет структурировать контент и удерживать внимание аудитории, но и упростит создание контент-плана.
- В каждом посте должна быть польза. Поэтому заведите в контент-плане колонку «Польза» или «Цель», чтобы четко обозначить для исполнителей задачу каждой публикации.
- 50% от всего контента должны составлять продающие посты. А остальные 50% будут поддерживать интерес аудитории, укреплять взаимодействие и демонстрировать экспертность вашего бренда.
- Используйте конкурсы и опросы. Они помогут вовлечь аудиторию и собрать интересные идеи для контента.
- Анализируйте результаты. Регулярно анализируйте эффективность публикаций и корректируйте контент-план на следующий период на основе полученных данных.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.