Закон о маркировке подарил рынку множество нестандартных новых задач. А еще – специфическую категорию саморекламы. Разбираемся, что это такое, надо ли маркировать упоминания самих себя на своем сайте и в группе в социальных сетях, а также отвечаем на другие актуальные вопросы.

Что такое самореклама и надо ли ее маркировать

Что не является саморекламой

Как маркировать саморекламу: пошаговый гайд

Шаг 1: регистрация в ОРД

Шаг 2: создание или редактирование собственного контрагента

Шаг 3: указание своих площадок

Шаг 4: добавление данных о договоре

Шаг 5: создание креатива

Шаг 6: публикация поста с маркировкой

Как отчитываться о саморекламе

Штрафы за отсутствие маркировки рекламы

Что такое самореклама и надо ли ее маркировать

Самореклама – продвижение своих товаров и услуг на собственной информационной площадке. При саморекламе одно лицо выступает и как рекламодатель, и как распространитель рекламы.

По умолчанию, информация о собственных продуктах, размещаемая на вашем сайте или в вашей группе (аккаунте) в социальной сети рекламой не является. Но если из множества товаров вы выделяете один конкретный, например, добавляете сквозной (видимый на всех страницах площадки) баннер «Только сейчас и только сегодня скидка 50% на конкретный вид товара собственного производства»,  ФАС может признать это саморекламой. Поэтому на такой креатив будут действовать все законодательные требования, которые связаны с рекламой, в том числе и о маркировке.

Сайт – виртуальная витрина. ФАС трактует его аналогично реальной витрине: если на полке лежит продукт – это не реклама, а предложение. А если над полкой повесили баннер со стрелкой и призывом приобрести по сниженной стоимости – это самореклама, которую необходимо маркировать.

Что не является саморекламой

В разъяснениях Роскомнадзора от 14 февраля 2023 года не являются рекламой сведения, которые предназначены для информирования посетителей ресурса об ассортименте услуг и товаров, правилах пользования, продавце, производителе товара или лице, которое оказывает услуги.

Поэтому на такую информацию положения закона «О рекламе» не действуют. В частности, не являются рекламой:

  • материалы с информаций о подписке на свои издания и способах ее оформления;
  • анонсы своих мероприятий, в том числе освещаемых СМИ при информационном партнерстве;
  • гиперссылки на сайтах сетевых изданий, которые ведут на отдельные сайты своих продуктов, на сайт другого сетевого издания, которое принадлежит одному и тому же учредителю.

Но если в материалах выделяются определенные товары или сама организация среди однотипных товаров или компаний, такую информацию могут признать рекламой.

Как маркировать саморекламу: пошаговый гайд

Для маркировки саморекламы можно выбрать любого оператора данных. Всего их семь. Пока что не все берут плату за услуги, но все может измениться.

Разберем процесс маркировки на примере ОРД VK.

Шаг 1: регистрация в ОРД

В разделе «Помощь» ВКонтакте рекомендует создать аккаунт в myTarget, принять оферту, а после авторизоваться через него в личном кабинете ОРД. Также можно зарегистрироваться через личный аккаунт ВКонтакте. После авторизации нужно принять оферту и можно переходить к следующему шагу.

Как маркировать саморекламу

Шаг 2: создание или редактирование собственного контрагента

Далее во вкладке «Контрагенты» нужно нажать на кнопку «Редактировать собственного контрагента» либо «Создать контрагента».

Как маркировать саморекламу

А затем – указать данные: ФИО, тип контрагента, роль, а также ИНН и номер телефона.

Как маркировать саморекламу

ОРД VK позволяет выбрать одну или несколько ролей:

  • «Рекламодатель», если будете продвигать в блоге только собственные услуги;
  • «Рекламодатель» и «Издатель», если рекламируете собственные услуги и публикуете нативную рекламу.

Как маркировать саморекламу

Шаг 3: указание своих площадок

В разделе «Площадки» нужно добавить свои ресурсы через форму под кнопкой «Создать площадку».

В форме нужно указать:

  • название площадки;
  • клиента (нужно выбрать себя из выпадающего списка);
  • тип;
  • ссылку.

Важно поставить галочку у пункта «Контрагент является владельцем площадки».

Как маркировать саморекламу

После нужно нажать кнопку «Сохранить» и можно двигаться дальше по настройкам.

Шаг 4: добавление данных о договоре

В ОРД необходимо подгружать договор для маркировки саморекламы в интернете. Без него нельзя заполнять формы креативов и отправлять данные в ЕРИР.

Добавить новый договор нужно в разделе «Договоры». Нажимаем на кнопку «Создать договор».

Как маркировать саморекламу

В форме надо заполнить следующие поля:

  • тип договора – «Самореклама»;
  • клиент – вы сами (далее ОРД заблокирует поля формы, которые не требуется заполнять);
  • комментарии к договору – нужно указать «Самореклама»;
  • предмет договора – «Распространение рекламы»;
  • дата заключения – можно указать дату маркировки первого креатива.

Сумма по договору о маркировке саморекламы всегда будет 0.

Как маркировать саморекламу

В нижней части надо поставить галочку у пункта «Подрядчик обязуется вести учет креативов» и нажать на кнопку «Сохранить».

Новый договор отобразится в списке. Затем можно приступать к созданию креативов и маркировке саморекламы в ВК, на Дзене, Ютубе и пр.

Как маркировать саморекламу

Шаг 5: создание креатива

Переходим в раздел «Креативы» и нажимаем на кнопку «Создать креатив».

Как маркировать саморекламу

Заполняем форму. В верхние поля вносим:

  • название – например, заголовки статей и рекламных постов;
  • бренд – наименование компании либо просто ИП Иванов И. И.;
  • категорию – категория товара или услуги либо несколько видов предметов рекламирования;
  • описание – короткая информация о том, что рекламируется в посте.

Как маркировать саморекламу

Далее надо добавить коды ОКВЭД и данные о договоре:

  • договор – «Самореклама»;
  • ОКВЭД – коды, которые соответствуют виду деятельности и рекламируемому товару. Допустимо указывать через запятую несколько кодов.

Уточнить свои коды ОКВЭД можно из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте ФНС, а затем скопировать из выписки нужные.

Как маркировать саморекламу

Информацию о целевой аудитории можно не заполнять.

Как маркировать саморекламу

Далее переходим к типу креатива. Для статей и рекламных постов больше подходит вариант «Текст». Если же вы размещаете постом баннер с описанием специального предложения, а в тексте указываете ссылку на посадочную страницу с полными условиями, нужно выбрать «Текстово-графический блок».

Как маркировать саморекламу

Если публикация будет получать трафик исключительно из органики, надо выбрать вариант «Иное».

В поле «Ссылка» нужно указать адрес посадочной страницы, куда планируется вести трафик. Если используются UTM-метки, то нужно вставлять уже размеченную ссылку.

Как маркировать саморекламу

Трогать чекбоксы «Социальная реклама» и «Нативная реклама» не нужно, если публикация не отвечает этим требованиям.

Пример прямой рекламы

Вы размещаете пост, где рассказываете про проводимые консультации, и прикрепляете ссылку на видеозапись.

Пример нативной рекламы

Обзор 5 гаджетов для начинающих поваров со ссылками для покупки товаров на маркетплейсе. В этом случае надо отметить в креативе соответствующий чекбокс.

В блок «Файлы» через кнопку «Добавить» надо подгрузить весь визуал для статьи или рекламного поста. Каждое изображение должно иметь описание.

В блок «Ссылки на внешние ресурсы» можно добавить URL визуалов из публикации, которые находятся на видеохостингах или в облачных хранилищах. Они должны быть доступны для просмотра.

В «Текстовые данные креатива» загружается текст поста или статьи в финальном виде.

Как маркировать саморекламу

После проверки нажимаем кнопку «Сохранить».

Шаг 6: публикация поста с маркировкой

После сохранения креатив отобразится в списке.

Как маркировать саморекламу

Нажимаем по нему, чтобы скопировать токен. Он находится в верхней части формы.

Токен нужно добавить в рекламную публикацию с пометкой «Реклама» и данными о рекламодателе.

Если один пост размещается в нескольких соцсетях, то каждая публикация должна иметь свой токен. О том, как корректно добавлять токен, можно узнать в рекомендациях АРИР и РКН.

Как отчитываться о саморекламе

В следующем календарном месяце необходимо отчитаться о рекламных публикациях на своих площадках.

Чтобы подготовить акт по саморекламе в ОРД VK, нужно перейти в раздел «Акты», выбрать свой договор и нажать на кнопку «Создать акт» в выпадающем меню.

Как маркировать саморекламу

Часть полей формы будет заблокирована: так, не требуется указывать роли, номер акта, сумму. Необходимо указать дату начала и окончания периода (когда размещались рекламные публикации), дату выставления акта, перечислить конкретные креативы и кол-во показов.

Как маркировать саморекламу

Проверить, подгрузилась ли информация о маркировке саморекламы, можно в ЕРИР. Инструкция по авторизации доступна по ссылке.

Штрафы за отсутствие маркировки рекламы

Размер штрафа за отсутствие маркировки зависит от того, кто совершил нарушение (должностное, физическое, юридическое лицо), а также его вид.

Нарушения порядка подачи информации в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Штрафы назначаются, если:

  • не подана информация о рекламе;
  • нарушены сроки подачи – 30 дней после размещения рекламы;
  • представлена недостоверная, неполная или неактуальная информация.

Штрафы:

  • для должностных лиц – от 30 до 100 тыс. руб.;
  • физлиц – от 10 до 30 тыс. руб.;
  • юрлиц – от 200 до 500 тыс. руб.

Нарушения, связанные с токеном. Штрафы назначаются, если:

  • токен неверно размещен на рекламной публикации. Правила указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора;
  • токен не получен либо не указан.

Штрафы:

  • для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;
  • физлиц – от 30 до 100 тыс. руб.;
  • юрлиц – от 200 до 500 тыс. руб.

Невыполнение обязанностей оператора рекламных данных (ОРД). Блок нарушений не затрагивает рекламодателей, посредников, рекламные площадки и рекламораспространителей. Он касается только ОРД. ОРД может получить штраф, если:

  • не передал информацию в ЕРИР;
  • нарушил порядок работы с ЕРИР;
  • предоставил в ЕРИР неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
  • нарушил порядок работы с токеном.

Штрафы:

  • для юрлиц – от 300 до 700 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

Штрафы суммируются. Так, юридическое лицо могут оштрафовать за нарушение закона о маркировке на сумму до 2,5 млн рублей за пять рекламных публикаций без токена.

За маркировкой рекламы следит Роскомнадзор. В его ведении – ЕРИР. Вероятно, что будут возникать ситуации, когда публикации в интернете станут расцениваться как реклама. Разрешать спорные вопросы и отделять рекламу от «не рекламы» вместе с Роскомнадзором будет Федеральная антимонопольная служба.

Органы госвласти будут следить за маркировкой и использовать собственные методы для выявления нарушений. Технически проверкой рекламы в интернете будет заниматься специальная радиочастотная служба. Это опубликовано в статье 18.1 ФЗ «О рекламе».

Важно: если рекламная публикация была размещена до 1 сентября 2022 года, маркировать ее необязательно. Но в тексте должна быть дата публикации.

Сервис click.ru помогает маркировать рекламные публикации и управлять всей рекламой из единого интерфейса. Вам будут доступны более 15 автоматизированных сервисов для настройки и оптимизации объявлений, наглядные дашборды для аналитики, а также партнерская программа. Она позволяет получать до 16% от потраченных средств обратно на счет.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации