Бизнес-модель – это схема, описывающая главные бизнес-процессы компании: что, как и кому она продает и какую прибыль от этого получает. 

Она включает:

  • ценностное предложение;
  • сегменты целевой аудитории;
  • УТП;
  • каналы сбыта;
  • способы привлечения и обслуживания клиентов;
  • ключевые ресурсы и виды деятельности;
  • партнерские связи и поставщиков;
  • потоки поступления доходов от продажи ценностного предложения клиентам;
  • структуру издержек.

Зачем нужна бизнес-модель

Виды бизнес-моделей

Как построить бизнес-модель

Зачем нужна бизнес-модель

Бизнес-модель позволяет компании:

  • планировать и разрабатывать корпоративную стратегию. Помогает четко сформулировать свой подход к созданию, распространению и извлечению ценности, чтобы разработать целостную стратегию и определить ключевые направления развития;
  • успешно коммуницировать. Служит эффективным инструментом коммуникации, как внутри компании, так и за ее пределами. Помогает ясно и лаконично донести идеи до сотрудников, инвесторов, партнеров и клиентов;
  • привлекать инвестиции. Инвесторы хотят понимать, как бренд собирается зарабатывать деньги. Хорошо проработанная бизнес-модель демонстрирует жизнеспособность идеи и потенциал для получения прибыли;
  • эффективно распределять ресурсы. Определяя ключевые виды деятельности, ресурсы и партнерства, она помогает компании сфокусироваться на самых важных аспектах и грамотно распределять ограниченные ресурсы;
  • выявлять конкурентные преимущества. Анализ и проектирование бизнес-модели позволяет идентифицировать уникальные черты предложения бренда, которые могут обеспечить конкурентное преимущество;
  • оставаться гибкой и адаптироваться к переменам. По мере изменения рынка компания может пересматривать и модифицировать свою бизнес-модель;
  • масштабироваться. Хорошо продуманная бизнес-модель дает бренду возможность масштабировать свою деятельность и выходить на новые рынки.

Виды бизнес-моделей

Охарактеризуем главные типы бизнес-моделей:

  • прямые продажи. Традиционная модель продажи товара или услуги напрямую конечному потребителю. Например, магазины розничной торговли, интернет-магазины;
  • подписка. Регулярные повторяющиеся платежи за доступ к продукту или услуге. К примеру, Netflix, Spotify;
  • аренда или лизинг. Клиент платит периодические платежи за временное пользование активом вместо покупки. Например, прокат автомобилей, аренда недвижимости, аренда оборудования;
  • P2P (peer-to-peer). Онлайн-платформа, такая как Profi.ru или Airbnb, для прямых сделок между частными лицами. Компания берет комиссию;
  • франчайзинг. Компания, например KFC или Fix Price, продает право на использование своего бренда или бизнес-модели за роялти;
  • freemium. Базовый продукт бесплатный, платный доступ к расширенной версии. По такой модели работают Google Диск и Skype;
  • реклама. Монетизация продукта через размещение рекламы. Контент создается самостоятельно. К примеру, RuTube, Lenta.ru;
  • «бритва и лезвие». Базовый продукт продается по низкой цене, а прибыль компания получает от дополнительных расходников. Например, Gillette (в честь этого бренда названа модель);
  • Open Source. Бесплатное ПО с открытым исходным кодом, такое как Linux или Mozilla Firefox, монетизация через сопутствующие услуги.

Как построить бизнес-модель

Вот главные шаги для разработки бизнес-модели:

  1. определение ценностного предложения. Опишите продукт или услугу, которую вы будете предлагать клиентам, и ту ценность, которую она им принесет. Какую проблему вы решаете, чем ваше предложение выделяется на фоне конкурентов;
  2. определите целевые сегменты клиентов. Составьте портреты идеальных клиентов: демография, поведение, проблемы и потребности. На кого будет ориентировано ваше предложение;
  3. продумайте каналы взаимодействия и сбыта. Как вы будете налаживать связь, продвигать и продавать свой продукт целевым клиентам (онлайн, офлайн, реклама и другие каналы);
  4. разработайте формулу доходов. Как вы будете получать доходы: модель покупки, подписка, лицензия. Определите ценообразование;
  5. опишите ключевые ресурсы и процессы. Что требуется для создания вашего продукта: физические, интеллектуальные, человеческие ресурсы. Каковы ключевые виды деятельности;
  6. рассчитайте структуру издержек. Определите основные статьи расходов: производство, маркетинг, персонал и другие;
  7. найдите партнеров. Какие компании или поставщики обеспечат ресурсы и процессы. Как выстроить партнерские отношения;
  8. визуализируйте бизнес-модель. Используйте графические элементы для наглядного отображения ее главных компонентов;
  9. протестируйте и проанализируйте бизнес-модель. Соберите обратную связь от клиентов, оцените риски, определите конкурентов. При необходимости скорректируйте элементы модели.

Вопросы-ответы

Какие факторы влияют на выбор бизнес-модели?

Отрасль, тип продукта или услуги, каналы сбыта, размер компании, целевая аудитория, источники дохода, конкурентная среда и другие.

Как оценить жизнеспособность бизнес-модели?

Через анализ конкурентов, соотношение доходов и расходов, проверку согласованности бизнес-процессов, уровень адаптивности и масштабируемости.

Какие инструменты можно использовать при разработке бизнес-модели?

Самый популярный – шаблон бизнес-модели (Business Model Canvas) Остервальдера-Пинье:

Бизнес-модельИсточник

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации