Бизнес-модель – это схема, описывающая главные бизнес-процессы компании: что, как и кому она продает и какую прибыль от этого получает.
Она включает:
- ценностное предложение;
- сегменты целевой аудитории;
- УТП;
- каналы сбыта;
- способы привлечения и обслуживания клиентов;
- ключевые ресурсы и виды деятельности;
- партнерские связи и поставщиков;
- потоки поступления доходов от продажи ценностного предложения клиентам;
- структуру издержек.
Зачем нужна бизнес-модель
Бизнес-модель позволяет компании:
- планировать и разрабатывать корпоративную стратегию. Помогает четко сформулировать свой подход к созданию, распространению и извлечению ценности, чтобы разработать целостную стратегию и определить ключевые направления развития;
- успешно коммуницировать. Служит эффективным инструментом коммуникации, как внутри компании, так и за ее пределами. Помогает ясно и лаконично донести идеи до сотрудников, инвесторов, партнеров и клиентов;
- привлекать инвестиции. Инвесторы хотят понимать, как бренд собирается зарабатывать деньги. Хорошо проработанная бизнес-модель демонстрирует жизнеспособность идеи и потенциал для получения прибыли;
- эффективно распределять ресурсы. Определяя ключевые виды деятельности, ресурсы и партнерства, она помогает компании сфокусироваться на самых важных аспектах и грамотно распределять ограниченные ресурсы;
- выявлять конкурентные преимущества. Анализ и проектирование бизнес-модели позволяет идентифицировать уникальные черты предложения бренда, которые могут обеспечить конкурентное преимущество;
- оставаться гибкой и адаптироваться к переменам. По мере изменения рынка компания может пересматривать и модифицировать свою бизнес-модель;
- масштабироваться. Хорошо продуманная бизнес-модель дает бренду возможность масштабировать свою деятельность и выходить на новые рынки.
Виды бизнес-моделей
Охарактеризуем главные типы бизнес-моделей:
- прямые продажи. Традиционная модель продажи товара или услуги напрямую конечному потребителю. Например, магазины розничной торговли, интернет-магазины;
- подписка. Регулярные повторяющиеся платежи за доступ к продукту или услуге. К примеру, Netflix, Spotify;
- аренда или лизинг. Клиент платит периодические платежи за временное пользование активом вместо покупки. Например, прокат автомобилей, аренда недвижимости, аренда оборудования;
- P2P (peer-to-peer). Онлайн-платформа, такая как Profi.ru или Airbnb, для прямых сделок между частными лицами. Компания берет комиссию;
- франчайзинг. Компания, например KFC или Fix Price, продает право на использование своего бренда или бизнес-модели за роялти;
- freemium. Базовый продукт бесплатный, платный доступ к расширенной версии. По такой модели работают Google Диск и Skype;
- реклама. Монетизация продукта через размещение рекламы. Контент создается самостоятельно. К примеру, RuTube, Lenta.ru;
- «бритва и лезвие». Базовый продукт продается по низкой цене, а прибыль компания получает от дополнительных расходников. Например, Gillette (в честь этого бренда названа модель);
- Open Source. Бесплатное ПО с открытым исходным кодом, такое как Linux или Mozilla Firefox, монетизация через сопутствующие услуги.
Как построить бизнес-модель
Вот главные шаги для разработки бизнес-модели:
- определение ценностного предложения. Опишите продукт или услугу, которую вы будете предлагать клиентам, и ту ценность, которую она им принесет. Какую проблему вы решаете, чем ваше предложение выделяется на фоне конкурентов;
- определите целевые сегменты клиентов. Составьте портреты идеальных клиентов: демография, поведение, проблемы и потребности. На кого будет ориентировано ваше предложение;
- продумайте каналы взаимодействия и сбыта. Как вы будете налаживать связь, продвигать и продавать свой продукт целевым клиентам (онлайн, офлайн, реклама и другие каналы);
- разработайте формулу доходов. Как вы будете получать доходы: модель покупки, подписка, лицензия. Определите ценообразование;
- опишите ключевые ресурсы и процессы. Что требуется для создания вашего продукта: физические, интеллектуальные, человеческие ресурсы. Каковы ключевые виды деятельности;
- рассчитайте структуру издержек. Определите основные статьи расходов: производство, маркетинг, персонал и другие;
- найдите партнеров. Какие компании или поставщики обеспечат ресурсы и процессы. Как выстроить партнерские отношения;
- визуализируйте бизнес-модель. Используйте графические элементы для наглядного отображения ее главных компонентов;
- протестируйте и проанализируйте бизнес-модель. Соберите обратную связь от клиентов, оцените риски, определите конкурентов. При необходимости скорректируйте элементы модели.
Вопросы-ответы
Какие факторы влияют на выбор бизнес-модели?
Отрасль, тип продукта или услуги, каналы сбыта, размер компании, целевая аудитория, источники дохода, конкурентная среда и другие.
Как оценить жизнеспособность бизнес-модели?
Через анализ конкурентов, соотношение доходов и расходов, проверку согласованности бизнес-процессов, уровень адаптивности и масштабируемости.
Какие инструменты можно использовать при разработке бизнес-модели?
Самый популярный – шаблон бизнес-модели (Business Model Canvas) Остервальдера-Пинье: