Целевой рынок – это конкретная группа потребителей, на которую нацелены товары или услуги бренда. Ее потребности и желания компания удовлетворяет наиболее полно.

Зачем определять целевой рынок

Виды целевых рынков

Как определить целевой рынок

Зачем определять целевой рынок

Определение целевого рынка необходимо по следующим причинам:

  • эффективная маркетинговая стратегия. Позволяет сосредоточить маркетинговые усилия на наиболее перспективных клиентах, создавать более точные рекламные кампании, выбирать правильные каналы коммуникации и разрабатывать привлекательные предложения;
  • оптимизация продукта. Помогает создавать востребованные товары и услуги, максимально отвечающие желаниям целевой аудитории;
  • конкурентное преимущество. Дает возможность лучше понять и удовлетворить потребности определенного сегмента рынка, выделиться среди конкурентов и создать сильный бренд;
  • экономия ресурсов. Сокращает затраты на маркетинг и разработку продукта за счет фокусировки на конкретной группе;
  • стратегическое планирование. Помогает в разработке долгосрочной стратегии развития бизнеса;
  • ценообразование. Позволяет установить оптимальные цены для выбранного сегмента рынка;
  • повышение продаж. Увеличивает вероятность успешных продаж и повышает лояльность клиентов.

Виды целевых рынков

В зависимости от степени значимости целевые рынки бывают:

  • первичными. Главная аудитория, которая приносит наибольшую часть дохода. Именно на нее направлены основные маркетинговые усилия;
  • вторичными. Дополнительная аудитория, которая может быть заинтересована в продукте, но не является приоритетной. Однако она может подтолкнуть к покупке первичную ЦА.

По географическому признаку они делятся на:

  • локальные. Ограничены географически;
  • международные (глобальные). Охватывают потребителей в разных странах.

По степени массовости целевые рынки могут быть:

  • массовыми. Широкая аудитория;
  • нишевыми. Узкоспециализированные сегменты с особыми потребностями.

В зависимости от типа ЦА они бывают:

  • B2B. Ориентированы на другие компании;
  • B2C. Ориентированы на конечных потребителей.

Как определить целевой рынок

Определение целевого рынка включает ряд шагов:

1. анализ продукта или услуги. Определите их ключевые характеристики и преимущества. Подумайте, кому они могут быть наиболее полезны;

2. сбор данных. Проведите маркетинговые исследования. Используйте опросы, фокус-группы, интервью и другие методы;

3. сегментация рынка. Разделите потенциальных клиентов на группы по различным критериям:

  • демографическим. Возраст, пол, доход;
  • географическим. Регион, город, страна;
  • психографическим. Интересы, ценности, образ жизни;
  • поведенческим. Частота покупок, лояльность к бренду;

4. оценка потенциала сегментов. Определите размер каждого сегмента. Оцените покупательную способность и потенциальный спрос;

5. анализ конкуренции. Изучите конкурентов в каждом сегменте. Определите, где у вас есть конкурентное преимущество;

6. выбор целевого сегмента. Выберите наиболее привлекательный и перспективный сегмент. Убедитесь, что он соответствует возможностям и целям вашей компании;

7. создание портрета целевого клиента. Разработайте детальное описание типичного представителя целевой аудитории;

8. тестирование и корректировка. Проверьте ваши предположения на практике. При необходимости скорректируйте определение целевого рынка.

Вопросы-ответы

Каковы главные характеристики целевого рынка?

Однородность, устойчивость и открытость к маркетинговому взаимодействию.

Можно ли иметь несколько целевых рынков?

Да, компания может работать на нескольких целевых рынках, особенно если у нее разнообразная продуктовая линейка.

С помощью каких инструментов и сервисов можно определить целевой рынок?

Яндекс Метрика и Яндекс Аудитории, Google Analytics, Google Trends, пиксели и cookies, социальные сети, опросы и анкетирование, CRM-системы, сервисы для маркетинговых исследований (anketolog.ru, survio.com, surveymonkey) и другие.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации