Чат-бот – это виртуальный помощник, который имитирует человеческий разговор. Он может вести диалог с пользователем в различных форматах, отвечая на вопросы, выполняя команды и предоставляя информацию.
Зачем нужны чат-боты
Бизнесы используют чат-боты в следующих целях:
- автоматизация обслуживания клиентов. Отвечают на часто задаваемые вопросы, принимают заказы, предоставляют поддержку 24/7, что значительно снижает нагрузку на сотрудников, позволяя им сосредоточиться на более сложных задачах, и повышает удовлетворенность и лояльность клиентов;
- увеличение продаж. Могут предлагать товары и услуги, проводить персонализированные рекомендации и оформлять заказы;
- сбор данных о клиентах. В процессе общения чат-боты собирают информацию о пользователях и их предпочтениях, что позволяет брендам лучше понимать целевую аудиторию, оптимизировать маркетинговые стратегии и улучшать свои продукты или услуги;
- экономия времени и ресурсов. Автоматизация рутинных задач с помощью чат-ботов помогает компаниям сократить расходы на персонал и повысить эффективность работы;
- реклама и маркетинг. Используются для проведения опросов, распространения промоакций и создания вовлекающего контента.
Преимущества чат-ботов для клиентов включают:
- быстрые ответы. Предоставляют ответы на вопросы практически мгновенно;
- удобство. Общение с чат-ботом происходит в привычной для многих среде – в мессенджерах или на сайтах;
- персонализацию. Предлагают индивидуальные рекомендации;
- доступность. Доступны в любое время и в любом месте.
Виды чат-ботов
В зависимости от способа взаимодействия с клиентом чат-боты бывают:
- сценарными (чат-боты с кнопками). Пользователю предлагается определенный набор кнопок с командами, из которых он должен выбрать подходящую. Такие боты обрабатывают естественный язык на базовом уровне и могут решать несложные задачи;
- виртуальными (цифровыми) помощниками. Ведут диалог с клиентом, используя искусственный интеллект. Предоставляют более персонализированные консультации;
Виртуальная помощница Алиса от Яндекса
- текстовыми. Используют ключевые слова в сообщениях клиентов для обработки их запросов;
- голосовыми. Распознают устную речь пользователя и выдают голосовой ответ.
Голосовой помощник Маруся от VK
По обучаемости они делятся на:
- декларативные (необучаемые). Обучаются по заданному сценарию на основе ключевых слов;
- предиктивные (обучаемые). Используют ИИ, обработку естественного языка (NLP) и машинное обучение. Подстраиваются под пользователя и учатся распознавать новые команды. Например, Siri, Алиса, Маруся.
В зависимости от платформы чат-боты могут работать:
- на сайтах;
- в мессенджерах и соцсетях;
- в приложениях;
- по телефону (обработка входящих звонков);
- на отдельном устройстве (к примеру, умная колонка Алиса).
Вопросы-ответы
В электронной коммерции, банках, страховании, мобильной связи, HR, образовании, здравоохранении, туризме и других сферах.
Aimylogic, Boost.ai, BroBot, BotKits и другие.
Не могут полностью заменить живого специалиста, не понимают контекст, справляются не со всеми задачами, могут вызывать у клиентов раздражение.