Маркетинговая стратегия – это комплексный план действий, который помогает компании достичь своих целей в области продвижения и продаж. Она включает в себя:
- определение целевого рынка. Потенциальных клиентов и их потребностей;
- разработку позиционирования. Как бренд будет восприниматься целевой аудиторией и чем отличаться от конкурентов;
- формулирование УТП. Какими уникальными особенностями обладают продвигаемые товары или услуги;
- определение каналов маркетинговых коммуникаций. Какими способами компания будет доносить информацию о продуктах до клиентов, Tone of voice;
- разработку ценовой стратегии. Какие цены бренд будет устанавливать на свои товары или услуги и как они будут соотноситься с ценами конкурентов;
- разработку стратегии сбыта. Какие каналы сбыта компания будет использовать;
- определение бюджета. Сколько денег будет потрачено на маркетинг, как бюджет будет распределен между различными каналами и медиа (медиасплит).
Каких целей помогает достичь маркетинговая стратегия
Каких целей помогает достичь маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия дает компании возможность:
- увеличить продажи и повысить прибыль. Например, за счет привлечения новых клиентов, повышения лояльности существующих, оптимизации рекламных кампаний;
- повысить узнаваемость бренда. С помощью публикаций в СМИ, социальных сетях, участия в мероприятиях, PR, спонсорства;
- укрепить позиции на рынке. Дифференциация на фоне конкурентов, анализ рынка, установление конкурентных цен;
- повысить эффективность маркетинговых мероприятий. Определение целевой аудитории, сегментирование рынка, изучение потребителей, разработка коммуникаций;
- улучшить взаимодействие с клиентами. Использование CRM-систем для сбора и анализа данных о потребителях, персонализация предложений, повышение качества обслуживания.
Виды маркетинговых стратегий
Назовем четыре главных типа маркетинговых стратегий.
1. Базовые. Основаны на позиционировании бренда:
- лидерство по издержкам. Оптимизация расходов и снижение цены продукта или услуги;
- дифференциация. Акцент на отличии от конкурентов;
- фокусирование. Нацеленность на конкретный сегмент аудитории.
2. Конкурентные. Зависят от положения на рынке:
- расширение. Увеличение доли компании на рынке за счет инвестиций;
- удержание. Поддержание текущих позиций;
- сбор урожая. Получение максимальной прибыли в настоящий момент;
- деинвестирование. Перераспределение ресурсов в новую сферу или на новый продукт.
3. Глобальные. Отличаются масштабностью:
- интернационализация. Выход на зарубежные рынки;
- глобализация. Соответствие продукции международным стандартам;
- кооперация. Сотрудничество с другими брендами.
4. Стратегии роста. Бывают:
- интенсивными. Направлены на достижение лидерства в конкретном сегменте рынка или разработку уникального продукта;
- диверсифицированными. Предполагают расширение линейки или направлений.
Вопросы-ответы
Какой должна быть маркетинговая стратегия?
- Четкой. Все в компании должны понимать ее цели и задачи.
- Реалистичной. Необходимо, чтобы она соответствовала реальным возможностям бренда.
- Гибкой. Важно, чтобы ее можно было скорректировать при изменениях в рыночной среде.
Как оценить эффективность маркетинговой стратегии?
Какие ошибки можно допустить при разработке маркетинговой стратегии?
Отсутствие четких целей и задач, взаимодействия между различными отделами, системного подхода, копирование чужой стратегии.