Закон о маркировке подарил рынку множество нестандартных новых задач. А еще – специфическую категорию саморекламы. Разбираемся, что это такое, надо ли маркировать упоминания самих себя на своем сайте и в группе в социальных сетях, а также отвечаем на другие актуальные вопросы.
Что такое самореклама и надо ли ее маркировать
Как маркировать саморекламу через click.ru: пошаговый гайд
В чем преимущества маркировки саморекламы через click.ru
Штрафы за отсутствие маркировки рекламы
Что такое самореклама и надо ли ее маркировать
Самореклама – продвижение своих товаров и услуг на собственной информационной площадке. При саморекламе одно лицо выступает и как рекламодатель, и как распространитель рекламы.
По умолчанию, информация о собственных продуктах, размещаемая на вашем сайте или в вашей группе (аккаунте) в социальной сети рекламой не является. Но если из множества товаров вы выделяете один конкретный, например, добавляете сквозной (видимый на всех страницах площадки) баннер «Только сейчас и только сегодня скидка 50% на конкретный вид товара собственного производства», ФАС может признать это саморекламой. Поэтому на такой креатив будут действовать все законодательные требования, которые связаны с рекламой, в том числе и о маркировке.
Сайт – виртуальная витрина. ФАС трактует его аналогично реальной витрине: если на полке лежит продукт – это не реклама, а предложение. А если над полкой повесили баннер со стрелкой и призывом приобрести по сниженной стоимости – это самореклама, которую необходимо маркировать.
Что не является саморекламой
В разъяснениях Роскомнадзора от 14 февраля 2023 года не являются рекламой сведения, которые предназначены для информирования посетителей ресурса об ассортименте услуг и товаров, правилах пользования, продавце, производителе товара или лице, которое оказывает услуги.
Поэтому на такую информацию положения закона «О рекламе» не действуют. В частности, не являются рекламой:
- материалы с информаций о подписке на свои издания и способах ее оформления;
- анонсы своих мероприятий, в том числе освещаемых СМИ при информационном партнерстве;
- гиперссылки на сайтах сетевых изданий, которые ведут на отдельные сайты своих продуктов, на сайт другого сетевого издания, которое принадлежит одному и тому же учредителю.
Но если в материалах выделяются определенные товары или сама организация среди однотипных товаров или компаний, такую информацию могут признать рекламой.
Чтобы помочь разобраться, в сентябре ФАС выпустила карточки, в которых показано, что является рекламой и подлежит маркировке, а что маркировать не надо.
Также она подготовила дорожную карту, которая позволяет отличать рекламу от не рекламы:
Как маркировать саморекламу через click.ru: пошаговый гайд
В сервисе click.ru есть удобный и бесплатный инструмент который помогает легко маркировать саморекламу. Процесс автоматизирован и максимально упрощен. Чтобы промаркировать саморекламу, нужно выполнить следующие действия.
Шаг 1. Зарегистрироваться в сервисе
Все очень просто. Нужно перейти в сервис click.ru, нажать на одну из кнопок регистрации и заполнить 3 поля. Через несколько минут можно загружать креативы и получать токены.
Шаг 2. Добавить площадку
В личном кабинете click.ru в меню «Маркировка рекламы» слева нужно выбрать «Площадки» и нажать «Добавить площадку».
Затем надо заполнить 3 простых поля: выбрать тип площадки из выпадающего списка, дать ей имя и указать URL.
Шаг 3. Добавить схему маркировки
В добавленной площадке нужно открыть вкладку «Маркировка» и выбрать «Схема маркировки».
Далее надо внести одинаковые реквизиты для рекламодателя и площадки.
Данные сохранятся, и потом их не нужно будет вписывать вручную.
Схема маркировки саморекламы автоматически активируется.
Шаг 4. Получить токены
Чтобы получить токен, нужно добавить рекламный креатив на одноименную вкладку.
Процесс получения токена на саморекламу такой же, как и на обычную рекламу.
В открывшемся окне нужно выбрать формат, загрузить сам файл креатива (если это видео, изображение или аудио), а также заполнить другие обязательные поля. В дальнейшем можно использовать один из подготовленных ранее креативов как шаблон, чтобы вручную не заполнять информацию. Для этого будет нужно нажать на «Заполнить из созданных ранее».
После добавления креатив автоматически регистрируется в ОРД. Уникальный код появляется в столбце «Токен» с пометкой «Выдан».
Код из букв и цифр нужно добавить в рекламную публикацию с пометкой «Реклама» и данными о рекламодателе. Очень важно правильно разместить токен. За неверное размещение тоже положены штрафы. О том, куда добавлять токены, мы рассказали в статье.
Все готово, можно публиковать рекламный материал.
Как отчитаться по саморекламе
О проведенных рекламных кампаниях необходимо подать отчетность в течение 30 дней после завершения отчетного периода. Например, если компания проведена в сентябре, подать данные нужно до 30 октября. Это также можно сделать через click.ru.
Для подачи отчетов нужно перейти во вкладку «Акты» и нажать «Добавить период».
В добавленном периоде нужно заполнить информацию о показах по добавленным креативам.
Важно помнить про разаллокацию. Это детализация актов от рекламной площадки до рекламодателей-заказчиков. Она необходима для всех.
Все готово к подаче в ОРД. Если у всех полей стоят зеленые галочки, значит, информации достаточно. Нужно нажать «Отправить в ОРД» либо дождаться 30 числа месяца. В этом случае отчетность будет отправлена автоматически.
Проверить, подгрузилась ли информация о маркировке саморекламы, можно в ЕРИР. Инструкция по авторизации доступна по ссылке.
В чем преимущества маркировки саморекламы через click.ru
У маркировки рекламы саморекламы через через click.ru есть ряд преимуществ.
- Экономия времени. В среднем маркировка саморекламы через click.ru занимает в 3 раза быстрее, чем заполнение форм в ОРД. Инструмент позволяет выполнить за 20 минут все действия, которые могли бы занять час.
- Все в одном окне. Инструмент представляет собой комплексное решение, которое позволяет маркировать рекламу быстро и без необходимости вникать в детали законодательства. Если возникают вопросы, специалисты сервиса могут проконсультировать по всем вопросам, связанным с маркировкой.
- Экономия до 500 тыс. руб. на возможных штрафах. Удобный интерфейс помогает избежать ошибок при заполнении данных. Часть полей заполняется автоматически. Поэтому не нужно долго вносить данные вручную, что также снижает вероятность ошибок. На каждом этапе есть подсказки и индикаторы правильного заполнения данных.
- Бесплатно навсегда. Некоторые ОРД берут деньги за свои услуги. Маркировка в click.ru навсегда бесплатна для пользователей сервиса.
Сервис click.ru помогает маркировать не только саморекламу, но и любую другую. Для этого в сервисе есть специальные инструменты. О том, как они работают, подробно рассказали в статье.
Штрафы за отсутствие маркировки рекламы
Размер штрафа за отсутствие маркировки зависит от того, кто совершил нарушение (должностное, физическое, юридическое лицо), а также его вид.
Нарушения порядка подачи информации в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Штрафы назначаются, если:
- не подана информация о рекламе;
- нарушены сроки подачи – 30 дней после размещения рекламы;
- представлена недостоверная, неполная или неактуальная информация.
Штрафы:
- для должностных лиц – от 30 до 100 тыс. руб.;
- физлиц – от 10 до 30 тыс. руб.;
- юрлиц – от 200 до 500 тыс. руб.
Нарушения, связанные с токеном. Штрафы назначаются, если:
- токен неверно размещен на рекламной публикации. Правила указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора;
- токен не получен либо не указан.
Штрафы:
- для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;
- физлиц – от 30 до 100 тыс. руб.;
- юрлиц – от 200 до 500 тыс. руб.
Невыполнение обязанностей оператора рекламных данных (ОРД). Блок нарушений не затрагивает рекламодателей, посредников, рекламные площадки и рекламораспространителей. Он касается только ОРД. ОРД может получить штраф, если:
- не передал информацию в ЕРИР;
- нарушил порядок работы с ЕРИР;
- предоставил в ЕРИР неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
- нарушил порядок работы с токеном.
Штрафы:
- для юрлиц – от 300 до 700 тыс. руб.;
- должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.
Штрафы суммируются. Так, юридическое лицо могут оштрафовать за нарушение закона о маркировке на сумму до 2,5 млн рублей за пять рекламных публикаций без токена.
За маркировкой рекламы следит Роскомнадзор. В его ведении – ЕРИР. Вероятно, что будут возникать ситуации, когда публикации в интернете станут расцениваться как реклама. Разрешать спорные вопросы и отделять рекламу от «не рекламы» вместе с Роскомнадзором будет Федеральная антимонопольная служба.
Органы госвласти будут следить за маркировкой и использовать собственные методы для выявления нарушений. Технически проверкой рекламы в интернете будет заниматься специальная радиочастотная служба. Это опубликовано в статье 18.1 ФЗ «О рекламе».
Важно: если рекламная публикация была размещена до 1 сентября 2022 года, маркировать ее необязательно. Но в тексте должна быть дата публикации.
Пользователи click.ru могут маркировать рекламные публикации и управлять всей рекламой из единого интерфейса. Им доступны более 15 автоматизированных сервисов для настройки и оптимизации объявлений, наглядные дашборды для аналитики, а также партнерская программа. Она позволяет получать до 16% от потраченных средств обратно на счет.