С 1 сентября 2022 года в России действуют поправки в закон «О рекламе». Вся реклама в Рунете маркируется. Каждый участник цепочки размещения digital-рекламы – рекламодатель, рекламная система и площадка, посредники между ними – передают через специальные организации ряд данных в ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы. Разбираемся подробно, чем занимается ЕРИР, кто и какие данные передает, а также со многим другим.
Кто и какие данные обязательно передает в ЕРИР
У кого есть доступ к информаци в ЕРИР
Ответственность за неисполнение
Как click.ru помогает с маркировкой
Что такое ЕРИР
ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы – система учета от Роскомнадзора. Он появился после вступления в силу закона № 347-ФЗ, который внес поправки в закон «О рекламе».
Цель ЕРИР – обеспечить контроль за рекламой в интернете, ее прозрачность и законность размещения, исключив в том числе мошенничество.
Отправлять сведения в ЕРИР можно автоматически через рекламные кабинеты ряда площадок. Например, VK Рекламу, Яндекс Директ и другие платформы. Если отправить информацию и отчеты в ЕРИР через площадку нельзя, рекламодатель должен найти подходящего оператора рекламных данных (ОРД) и передать данные через него.
Через ОРД в единый реестр интернет-рекламы поступают:
- данные о рекламных креативах;
- информация об актах и договорах по рекламе;
- данные об участниках цепочки по покупке и публикации рекламы (рекламной системе, заказчике, посреднике, если он есть);
- статистика по всем креативам с точностью до площадок.
Информация хранится в ЕРИР в течение 5 лет.
Кто и какие данные обязательно передает в ЕРИР
Как мы сказали выше, в ЕРИР передаются данные о всех участниках рекламной цепочки. Разберем, кто и какие данные передает, на примере, когда у нас есть рекламодатель, то есть бизнес, заказывающий и оплачивающий рекламу, посредник (фрилансер, рекламное агентство), который ее создает и запускает, а также рекламораспространитель (рекламная система, в которой запускается реклама).
До публикации рекламы
Информация о всех участниках рынка (ИНН). Рекламодатель передает свой ИНН посреднику. В свою очередь посредник передает свой ИНН и ИНН рекламодетеля рекламораспространителю. Рекламораспространитель передает ИНН посредника, ИНН бизнеса и свой ИНН в ОРД. Данные из ОРД поступают в ЕРИР.
Информация о заключенных договорах (между всеми участниками рекламной цепочки). Посредник передает атрибутику договора (номера, даты, стороны, суммы) между ним и бизнесом рекламораспространителю, то есть рекламной системе. Рекламораспространитель передает эту атрибутику, а также атрибутику своего договора с посредником в ОРД. Из ОРД информация поступает в ЕРИР.
Информация о рекламных объявлениях (метаданные, образцы креативов). Посредник передает эту информацию рекламной системе, а она отправляет ее в ОРД.
Уникальные токены (ID) креативов. После получения всей информации ОРД присваивает каждому креативу токен, который нужен для публикации, а затем отправляет его в ЕРИР. Креатив размещается на рекламной площадке с токеном и отметкой «Реклама».
После публикации рекламы
В течение 30 дней после завершения каждого месяца открутки рекламы в ОРД (а из ОРД в ЕРИР) все участники цепочки передают информацию о договорах и актах между ними, а также о статистике показов, разделенной по площадкам и креативам. Каждый участник процесса размещения рекламы может поручить передачу данных в ОРД кому-либо одному. Так передавать информацию в ОРД можно через рекламную систему или посредника, например click.ru.
Весь процесс взаимодействий по размещению рекламы и передачи данных выглядит так:
У кого есть доступ к информаци в ЕРИР
По регистрации на Госуслугах каждый участник цепочки размещения может просмотреть данные, хранящиеся в ЕРИР. Вся информация по цепочке доступна только рекламодателям. Другие могут посмотреть только ту часть, которая относится непосредственно к ним. Для доступа в личный кабинет ЕРИР нужно перейти по ссылке.
У рекламодателей нет доступа к информации о других рекламодателях.
Также получить информацию из ЕРИР может Роскомнадзор, ФНС, ФАС. Роскомнадзор имеет доступ ко всем данным в ЕРИР. ФНС доступны акты. ФАС – показы и креативы.
Закон о единой системе учета интернет-рекламы призван обелить рынок и сделать его более прозрачным и регулируемым. Власти рассчитывают, что когда закон заработает в штатном режиме:
- клиенты смогут видеть путь рекламного бюджета, каждого посредника и договоры между ними;
- налоговая служба сможет лучше контролировать интернет-рекламу;
- контролирующие органы смогут более эффективно бороться с мошенниками и предотвращать распространение незаконной информации.
Ответственность за неисполнение
С 1 сентября 2023 года действуют штрафы за рекламу в интернете без маркировки. Размер штрафа зависит от того, кто его совершил (физическое, должностное или юридическое лицо), а также от вида нарушения.
Нарушения порядка подачи данных в ЕРИР. Штраф назначается, если ответственный за маркировку:
- не передал информацию о рекламе;
- нарушил сроки подачи данных – 30 дней после публикации рекламы;
- представил неполную, неактуальную или недостоверную информацию.
Штрафы:
- для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 рублей;
- физлиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
- юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей.
Нарушения, которые связаны с токеном. Штраф можно получить:
- за неправильное размещение токена на рекламе – полные правила размещения указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора;
- если токен не получен и не указан в рекламе.
Штрафы:
- для юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей;
- физлиц – от 30 000 до 100 000 рублей;
- должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Невыполнение обязанностей ОРД. Оператор рекламных данных может получить штраф, если:
- не передал информацию в ЕРИР;
- нарушил порядок работы с ЕРИР;
- предоставил в ЕРИР неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
- нарушил порядок работы с токеном.
Штрафы:
- для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей;
- юрлиц – от 300 000 до 700 000 рублей.
Штрафы могут суммироваться. Например, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 2,5 млн рублей за пять рекламных публикаций без токена.
Как click.ru помогает с маркировкой
Исполнение закона требует от конечного рекламодателя минимума усилий. Основная нагрузка возлагается на площадки, агентства и рекламные сети. «Мастер маркировки» click.ru поможет быстро и просто отправлять отчетность в ОРД и ЕРИР. Вам потребуется только внести недостающие данные в интерфейс.
Если вам нужно промаркировать рекламу на платформах, которые доступны через click.ru – в Яндекс Директе, VK Рекламе, Яндекс Бизнесе, ВКонтакте, на ПромоСтраницах, в Telegram Ads – то сервис автоматически промаркирует рекламу и выполнит разаллокацию. Если нужно промаркировать статьи, посты в соцсетях, баннеры, видео, посевы в каналах Telegram, то можно воспользоваться полуавтоматической маркировкой. Разберем процессы подробнее.
Автоматическая маркировка
Для автоматической маркировки рекламы надо выполнить следующие действия.
1. Зарегистрировать рекламный аккаунт или перенести кампании в click.ru через техподдержку сервиса.
2. Заполнить данные в схемах маркировки.
Доступны два варианта.
- Я – конечный рекламодатель – если вы и рекламодатель, и плательщик одновременно. В этом случае вся необходимая информация по юридическим лицам уже имеется у click.ru. Физические лица должны проверить корректность личного ИНН/телефона в профиле. Вся информация о договорах будет передана автоматически.
- Я – посредник – если рекламодатель платит вам, а вы платите за рекламу с собственного счета в click.ru. В этом случае нужно выбрать плательщика из списка. Система автоматически подгрузит доступных в пользователе плательщиков, а после выбора нужного проверит наличие подписанной с click.ru оферты или договора.
Если в одном аккаунте click.ru рекламу оплачивают разные лица, то нужно настроить отдельную схему маркировки по каждому из них.
Независимо от выбранной схемы, в блоке «Конечный рекламодатель» нужно добавить реквизиты компании, ИП или физлица – бенефициара рекламы.
3. Отправить отчетность. Если вы конечный рекламодатель, после открутки рекламной кампании click.ru подготовит акты и перешлет документы в ОРД. Если в схеме есть посредники, то надо внести данные по актам вручную и отправить их в ОРД.
Если вы видите зеленые галки у всех полей, значит данных достаточно для подачи. Нажмите ссылку «Отправить в ОРД» или дождитесь 30 числа месяца – данные будут поданы автоматически.
Узнать больше о маркировке рекламы в аккаунтах, которые созданы в click.ru, можно в этом разделе.
Полуавтоматическая маркировка
Для полуавтоматической маркировки и разаллокации надо выполнить такие действия.
1. Зарегистрировать новый аккаунт для ведения рекламы и заполнить окно с информацией о новой площадке.
2. Внести реквизиты участников цепочки в схему маркировки.
3. Загрузить креативы и получить токен. Когда все данные будут сохранены, click.ru перешлет информацию в ОРД и покажет вам токен. Можно добавлять его и размещать рекламу.
4. В течение 30 дней после завершения отчетного периода нужно переслать в ОРД акты о расчетах между каждым участником рекламной цепочки. Не забудьте сделать разаллокацию, проверить данные и кликнуть по кнопке «Отправить в ОРД».
Как и в автоматической маркировке, зеленые галки у всех полей означают, что данных достаточно для подачи. Нажмите ссылку «Отправить в ОРД» или дождитесь 30 числа месяца, чтобы данные были поданы автоматически.
Сервис click.ru делает все возможное, чтобы вести рекламные кампании было просто и удобно. Например, если вы ведете не только контекстную, но и таргетированную рекламу, то можете следить за ходом кампаний в едином рекламном кабинете. В click.ru есть инструменты для автоматизации рутинных процессов, удобные дашборы для просмотра статистики в режиме онлайн, защита от скликивания и многое другое. Также вы можете получать дополнительный доход от рекламы, присоединившись к партнерской программе.