Кластеризация запросов (семантического ядра) – это процесс группировки ключевых слов в кластеры или группы на основе их семантического сходства, целевого намерения (интента) и интересов пользователей, а также схожести результатов выдачи. Он используется для SEO-продвижения страниц в поисковых системах.
Зачем нужно кластеризовать семантическое ядро
Способы кластеризации ключевых слов
Зачем нужно кластеризовать семантическое ядро
Кластеризация проводится в следующих целях:
- структурирование и организация списка ключевых слов. Семантическое ядро может содержать сотни ключевиков. Кластеризация позволяет объединить похожие по смыслу слова в отдельные группы, что помогает упорядочить их и сделать более управляемыми;
- повышение релевантности страниц. Сосредоточившись на ключевых словах, относящихся к определенному кластеру, можно создавать контент, максимально соответствующий ожиданиям пользователей. Это повышает релевантность страниц сайта, что, в свою очередь, улучшает их ранжирование в поисковых системах;
- оптимизация контента и SEO-продвижения сайта. Грамотная кластеризация помогает выявить группы семантически близких слов, под которые можно создавать отдельные страницы или разделы сайта, а также настроить внутреннюю перелинковку. Это позволяет оптимизировать контент под поисковые запросы и продвигаться в выдаче сразу по нескольким релевантным ключам из одного кластера, а также избежать конкуренции между своими же страницами за один и тот же запрос;
- повышение юзабилити. Удобная структура и релевантный контент положительно влияют на пользовательский опыт. Посетители могут быстрее находить необходимую информацию, что приводит к снижению показателя отказов и увеличению конверсии;
- анализ целевой аудитории. Анализируя запросы, можно лучше понять потребности целевой аудитории. Это поможет создавать контент, который будет максимально интересен и полезен пользователям;
- распределение бюджета на контекстную рекламу. При продвижении с помощью контекстной рекламы кластеризация ключевых слов дает возможность грамотно распределять бюджет. Схожие по смыслу запросы можно объединить в одну рекламную кампанию с общим ставками, а высококонкурентные фразы выделить в отдельные группы;
- анализ тенденций поисковых запросов. Кластеризация помогает увидеть закономерности в семантическом ядре: выявить популярные тематики, выделить высоко- и низкочастотные запросы, отследить сезонность и выделить новые перспективные кластеры для развития;
- оценка конкурентоспособности. Анализ кластеров помогает оценить уровень конкуренции по каждой группе ключевых слов и выбрать наиболее перспективные направления для продвижения.
Принципы кластеризации
Вот главными принципы, которыми руководствуются при кластеризации запросов:
- внутрикластерная схожесть (компактность). Ключевые слова должны быть объединены в кластеры на основе их сходства;
- связность. Объекты внутри кластера должны образовывать связную область в пространстве признаков, а не разбросанные точки;
- разница между кластерами (разделимость). Кластеры должны быть непохожими или удаленными друг от друга;
- разделение по типам запросов. Информационные и коммерческие запросы не должны находиться в одном кластере, так как они ранжируются поисковиками по-разному;
- динамичность. Семантическое ядро сайта не является статичным: с течением времени появляются новые ключевые слова, а старые теряют свою актуальность. Поэтому важно регулярно пересматривать кластеризацию и вносить в нее необходимые изменения.
Способы кластеризации ключевых слов
Кластеризация может проводиться тремя способами:
- ручным. Подходит для небольшого СЯ: не более 500 ключевиков. Плюсы – полный контроль над процессом и возможность учитывать все нюансы. Минусы – трудоемкий и долгий процесс, субъективность оценки;
- автоматическим. Используется для большого СЯ, применяются специальные инструменты. Плюсы – ускорение процесса и уменьшение трудоемкости. Минусы – низкая гибкость и необходимость платить за использование некоторых сервисов;
- гибридным. Сначала применяются инструменты, а затем получившееся СЯ проверяется и корректируется вручную. Наиболее распространенный способ. Сочетает преимущества двух предыдущих стратегий и позволяет получить более точные результаты.
Методы кластеризации
Опишем главные методы кластеризации:
- семантический. Основан на анализе семантики слов с помощью моделей обработки естественного языка, word embeddings, векторных представлений слов. Подходит маркетплейсам, онлайн-библиотекам и другрим ресурсам с крупным СЯ;
- логическое разбиение. Запросы группируются на основе их схожести или взаимосвязи: тематики, ключевых слов. Подходит молодым сайтам, визиткам и лендингам с небольшим СЯ;
- группировка по топам. Проводится на основе анализа поисковой выдачи, одинаковых страниц по запросам. Самый популярный метод. Применяется для многостраничных ресурсов и в e-commerce.
Вопросы-ответы
Яндекс Wordstat, Пиксель Тулс, TopVisor, SEMParser, Rush Analitics, Key Collector и другие, а также инструменты по сбору и фильтрации семантического ядра от click.ru.
При Hard-кластеризации каждый объект данных принадлежит строго одному кластеру и они не пересекаются, а при Soft объект данных может принадлежать нескольким кластерам с разными степенями принадлежности. Предположим, у вас есть интернет-магазин одежды. Можно использовать Hard-кластеризацию, чтобы сгруппировать товары по категориям, а Soft – для группировки по стилю. Например, футболка может быть как повседневной, так и спортивной.
Запросы с разными интентами в одном кластере; несоответствие ключевых слов тематике посадочной страницы; избыточность ключевиков в одной группе; ошибки в ключевых словах; много дублей, мусорных вхождений и запросов с нулевой частотностью.