E-commerce, или электронная коммерция – это процесс покупки и продажи товаров и услуг через интернет с использованием электронных платежных систем.

Как работает e-commerce

Виды электронной коммерции

Преимущества и недостатки e-commerce

Вопросы-ответы

Как работает e-commerce

Процесс электронной коммерции для покупателя можно разделить на следующие этапы:

  • поиск товара или услуги. Для этого используются поисковые системы, сайты интернет-магазинов или маркетплейсы;
  • выбор продукта. Просмотр товаров или услуг, сравнение цен, отзывов и выбор подходящего варианта;
  • добавление в корзину. Добавление выбранного товара или услуги в корзину;
  • оформление заказа. Указание адреса доставки, способа оплаты и других необходимых данных;
  • оплата заказа. Заказ оплачивается с помощью банковской карты, электронной платежной системы или другим способом. Иногда это происходит после его получения;
  • получение или возврат. Товар приходит в пункт выдачи или доставляется покупателю на дом. Если продукт не подошел клиенту, он может вернуть его продавцу в установленный срок.

Для продавца e-commerce работает так:

  • создание интернет-магазина или размещение товаров на маркетплейсе. Компания создает сайт, мобильное приложение или личный кабинет на маркетплейсе для демонстрации своего ассортимента товаров или услуг. Покупатели могут просматривать каталог, читать описания и смотреть фото продуктов;
  • добавление товаров. Продавец добавляет товары или услуги в каталог, указывает их описание, цены, фотографии и другие характеристики;
  • обработка и выполнение заказов. Интернет-магазин получает информацию о новом заказе и подтверждает его. На складе товар собирается, упаковывается и передается курьерской службе для доставки покупателю; 
  • прием оплаты. Продавец получает оплату от покупателей;
  • логистика, дистрибуция и доставка. Хранение товаров на складе и их доставка покупателям по указанному адресу или в пункт выдачи маркетплейса через курьерские службы или почтовые отделения;
  • обслуживание клиентов. Продавец отвечает на вопросы покупателей, помогает с выбором товаров и решает проблемы, которые могут возникнуть.

Таким образом, электронная коммерция позволяет совершать покупки не выходя из дома, оплачивать товары онлайн и получать заказы с доставкой на дом или в пункт выдачи. 

Помимо основных этапов, в e-commerce задействованы и другие процессы, включая:

Виды электронной коммерции

По типу участников выделяют следующие типы электронной коммерции:

  • B2C (Business-to-Consumer). Компания продает товары или услуги напрямую конечному потребителю. Наиболее распространенная модель. Используется, например, в интернет-магазинах электроники, одежды, продуктов питания и других;
  • B2B (Business-to-Business). Взаимодействие между двумя компаниями, при котором одна продает товары или услуги другой. К примеру, электронные торговые площадки для оптовых закупок, биржи сырья, торговля комплектующими, промышленным оборудованием через специализированные площадки;
  • C2C (Consumer-to-Consumer). Прямые продажи между физическими лицами через онлайн-аукционы, доски объявлений, платформы для продажи б/у товаров и другие способы;
  • C2B (Consumer-to-Business). Частные лица продают товары или услуги компаниям. Например, фрилансеры, которые выполняют проекты для бизнеса через специализированные биржи, блогеры, которые сотрудничают с брендами;
  • G2C (Government-to-Consumer). Взаимодействие между государством и гражданами, при котором оно предоставляет товары или услуги населению. К примеру, запись на прием к врачу через интернет;
  • G2B (Government-to-Business). Онлайн-торговля между государством и бизнесом через электронные тендеры, закупки для государственных нужд, предоставление субсидий;
  • C2G (Consumer-to-Government). Взаимодействие между гражданами и государством, при котором они предоставляют ему информацию или услуги. Например, онлайн-голосование, участие в опросах общественного мнения.

Через e-commerce могут продаваться:

  • физические товары. Например, одежда, электроника, мебель;
  • цифровые товары. К ним относятся электронные книги, музыка, программное обеспечение и другие;
  • онлайн-услуги. К примеру, веб-дизайн, консультации, онлайн-образование.

В электронной коммерции используются следующие платформы:

Преимущества и недостатки e-commerce

Плюсы электронной коммерции для продавцов включают:

  • широкий охват рынка. Интернет делает товары и услуги доступными по всему миру;
  • снижение затрат. Не нужно тратить деньги на аренду и содержание офлайн-магазинов;
  • увеличение продаж. Возможность увеличить продажи за счет большего количества потенциальных покупателей;
  • сбор данных. Продавцы могут собирать данные о клиентах, чтобы улучшить свои товары и услуги.
  • прямую связь с покупателями. E-commerce позволяет напрямую общаться с покупателями и получать отзывы;
  • автоматизацию. Продавцы могут автоматизировать многие бизнес-процессы, такие как прием заказов, обработка платежей и доставка товаров.

Среди преимуществ e-commerce для покупателей отметим:

  • удобство. Покупать товары и услуги онлайн можно из любой точки мира и в любое время суток;
  • широкий выбор. В интернете представлен широкий ассортимент товаров и услуг от разных продавцов;
  • выгоду. Цены на онлайн-площадках часто ниже, чем в офлайн-магазинах за счет экономии на аренде и персонале. Кроме того, покупатели могут сравнивать цены на разных платформах;
  • наличие отзывов. Возможность прочитать отзывы других покупателей о товарах и услугах;
  • простоту возврата. Процедура возврата товаров, купленных онлайн, обычно проще, чем в офлайн-магазинах.

Перечислим минусы электронной коммерции для продавцов:

  • высокая конкуренция. В интернете очень высокая конкуренция и может быть сложно выделиться на фоне соперников;
  • расходы на обслуживание и продвижение интернет-магазина. Затраты на его разработку, оплату труда веб-разработчиков, дизайнеров, специалистов по веб-аналитике, копирайтеров, а также на рекламу маркетинг;
  • ответственность за кибербезопасность. Необходимо защищать сайты и данные клиентов от кибератак.

Вот недостатки e-commerce для покупателей:

  • невозможность физически оценить товар до покупки. Покупатели не могут потрогать, понюхать или попробовать продукт перед покупкой;
  • риск мошенничества. В интернете существует риск мошенничества, когда покупатели не получают товар или услугу после оплаты, или хищения данных платежных карт;
  • проблемы с доставкой. Иногда возникают сложности с доставкой товаров, такие как задержки, повреждения или потеря;
  • зависимость от технологий. Для онлайн-покупок требуется доступ к компьютеру или мобильному устройству, а также к интернету.

Вопросы-ответы

Как обеспечивается безопасность платежей в e-commerce?

Используются защищенные платежные шлюзы, протоколы шифрования данных и антифрод-системы для предотвращения мошенничества.

Как создать интернет-магазин?

Определиться с концепцией, ассортиментом, поставщиками. Затем создать сайт, заполнить карточки товаров, настроить прием платежей, доставку и наладить маркетинг.

Как повысить продажи в интернет-магазине?

С помощью SEO-оптимизации и продвижения сайта, повышения качества контента и фото товаров, email-маркетинга, акций и скидок, ретаргетинга и других методов.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации