Юнит-экономика (unit economics) – это метод, который позволяет оценить прибыльность от продажи базовой единицы продукции (юнита), такой как товар или услуга. Он показывает, сколько компания зарабатывает и тратит на одного клиента или транзакцию.

Зачем считать юнит-экономику

Основные формулы расчета юнит-экономики

Типичные ошибки при расчете юнит-экономики

Вопросы-ответы

Зачем считать юнит-экономику

Анализ юнит-экономики используется в следующих целях:

  • понимание прибыльности. Юнит-экономика показывает, действительно ли компания получает прибыль с каждой продажи или предоставления услуги после учета всех затрат. Это важно для обеспечения финансовой устойчивости;
  • масштабирование бизнеса. Понимая экономику на уровне единичной сделки, компания может прогнозировать свои доходы и расходы при увеличении масштабов деятельности, что помогает определить точки безубыточности и целевые показатели роста;
  • оптимизация затрат. Юнит-экономика выявляет наиболее затратные области в структуре расходов на единицу продукта или услуги. Это дает возможность сфокусироваться на снижении этих затрат для повышения рентабельности инвестиций (ROI);
  • ценообразование и разработка рыночной стратегии. Понимание себестоимости и требуемой валовой прибыли с единицы продукции позволяет компании грамотно устанавливать цены на свои товары или услуги, исходя из рыночных условий;
  • привлечение инвестиций. Показатели юнит-экономики демонстрируют инвесторам жизнеспособность и потенциал роста бизнес-модели компании;
  • принятие решений. Данный метод помогает оптимизировать расходы, цены, маркетинговые стратегии, позволяет выявлять проблемы и находить пути их решения.

Основные формулы расчета юнит-экономики

Вот главные формулы, используемые для расчета ключевых метрик юнит-экономики:

  • CAC (Customer Acquisition Cost) – стоимость привлечения клиента:

CAC = Затраты на маркетинг и продажи / Количество новых клиентов за период;

  • LTV (Lifetime Value) – пожизненная ценность клиента:

LTV = Средний доход с клиента за период * Срок жизни клиента, или Валовая прибыль с клиента за период / Коэффициент оттока клиентов;

  • соотношение LTV/CAC:

LTV/CAC = Пожизненная ценность клиента / Затраты на привлечение клиента. Рекомендуемое значение LTV/CAC > 3;

  • период окупаемости CAC:

Период окупаемости CAC = CAC / Валовая прибыль с клиента за период. Показывает, сколько времени требуется для возврата затрат на привлечение клиента;

  • MR (Marginal Revenue) – маржинальная прибыль:

Маржинальная прибыль = Выручка — Переменные затраты. Показывает, сколько компания зарабатывает после покрытия переменных расходов;

  • валовая прибыль с единицы продукта или услуги:

Валовая прибыль с единицы = Цена продажи — Себестоимость единицы;

  • ARPU (Average Revenue per User) – средний доход с одного пользователя:

ARPU = Средний чек * Частота покупок;

  • AvP (Average Price) – средний чек:

AvP = Выручка за месяц / Количество заказов;

  • APC (Average Payment Cost) – среднее число покупок:

APC = Количество покупок / Количество клиентов;

  • CTR (Click-through Rate) – кликабельность:

CTR = Количество кликов / Количество показов;

  • CR (Conversion Rate) – коэффициент конверсии:

CR = (Количество конверсий / Количество посетителей) * 100%;

  • CPA (Cost per Action) – стоимость целевого действия:

CPA = Затраты на рекламу / Количество целевых действий.

Типичные ошибки при расчете юнит-экономики

Отметим распространенные ошибки, которые допускаются при расчете показателей юнит-экономики:

  • неверное определение юнита. Для корректного расчета показателей необходимо выбрать, что именно является единицей измерения (клиент, сделка, заказ);
  • неправильное распределение затрат. Важно точно распределять прямые (относящиеся к единице продукта или услуги) и косвенные (общие для компании) затраты;
  • неверное определение жизненного цикла клиента. Для точного расчета LTV необходимо учитывать весь период взаимодействия с клиентом, включая повторные покупки, дополнительные услуги и т. д.;
  • ошибки в сегментации клиентов. Значения CAC, LTV и других метрик могут существенно различаться для разных сегментов клиентов;
  • игнорирование оттока клиентов. Для точного расчета LTV необходимо учитывать коэффициент оттока клиентов в течение жизненного цикла;
  • неверные допущения о масштабировании. При проекции показателей юнит-экономики на растущий бизнес важно учитывать влияние эффекта масштаба как на выручку, так и на затраты;
  • статичный, а не динамический анализ. Юнит-экономика – это непрерывный процесс оптимизации. Принятие решений только на основе текущих значений метрик без отслеживания тенденций неверно. Необходимо регулярно мониторить изменения и анализировать их причины;
  • игнорирование дополнительных показателей. Помимо CAC и LTV, необходимо анализировать и другие метрики, такие как средний чек, частота покупок, конверсия. Комплексный анализ даст более полную картину о состоянии бизнеса;
  • игнорирование качественных факторов. Помимо количественных показателей, учитывайте качественные факторы, такие как удовлетворенность клиентов и лояльность к бренду.

Вопросы-ответы

Как масштаб бизнеса влияет на юнит-экономику?

По мере роста и масштабирования бизнеса юнит-экономика, как правило, улучшается за счет эффекта масштаба. Затраты на единицу продукта или услуги снижаются благодаря более эффективному использованию ресурсов, оптимизации процессов и распределению постоянных расходов на больший объем продаж.

Как часто нужно пересматривать показатели юнит-экономики?

Желательно отслеживать метрики ежемесячно или ежеквартально для своевременного реагирования на изменения.

Какие инструменты использовать при расчете показателей юнит-экономики?

Excel и Google Таблицы; калькуляторы Яндекс Практикума, Jet.style, UpLab, Retail Engineering, ueCalc и другие.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации